Анализ крови выявляет болезнь Альцгеймера на ранней стадии

Ученые из Швеции проанализировали клинические данные 1113 пациентов с болезнью Альцгеймера и пришли к выводу, что анализ крови на фосфорилированный тау-белок поможет выявить болезнь до заметных симптомов и отследить ее развитие.

Phonlawat Chaicheevinlikit | 123rf.com

При болезни Альцгеймера в мозгу происходит накопление бета-амилоидов во внеклеточных бляшках и агрегация гиперфосфорилированного тау-белка во внутриклеточные нейрофибриллярные клубки. Эти нейропатологические проявления могут быть выявлены с помощью ПЭТ и анализа спинномозговой жидкости, однако эти методы дороги и не всегда доступны. Более того, их задействуют обычно тогда, когда когнитивные изменения становятся заметны и необратимы. Поэтому есть запрос на создание более доступных вариантов диагностики, которые могли бы применяться на ранних стадиях. Исследователи из Университета Гетеборга предлагают метод, основанный на анализе биомаркеров болезни в крови.

«Сценарий мечты — провести анализ крови для раннего выявления и скрининга болезни Альцгеймера. Это даст значительно большему количеству людей в мире доступ к тестированию и будущему лечению», — говорит Микаэль Шёлль, доцент и один из ведущих авторов работы.

В новой статье в JAMA Neurology ученые выдвинули гипотезу, что прогрессирующая нейродегенерация связана с изменением уровня тау-белка в плазме, и для ее проверки исследовали ассоциаций между этим белком и другими маркерами заболевания, выявленными с помощью ПЭТ и МРТ. В исследовании приняли участие 1 113 человек с разной степенью когнитивных нарушений вследствие болезни Альцгеймера (66%) и без них (34%). Наблюдение за участниками велось в течение нескольких лет. Часть данных взята из баз Инициативы по нейровизуализации болезни Альцгеймера.

Выяснилось, что с атрофией в пораженных болезнью областях мозга связаны концентрации в плазме тау-белка с фосфорилированным треонином в позиции 181 (p-tau181) и легких цепей нейрофиламентов. При этом легкие цепи нейрофиламентов были менее специфичны, так как их уровень возрастает и при других нейродегенеративных заболеваниях. Более того, ученые выяснили, что плазменный тау-белок связан с будущей специфичной для болезни Альцгеймера нейродегенерацией и с предполагаемым снижением когнитивных функций у пациентов без клинических проявлений болезни. Связь тау-белка со снижением когнитивных способностей была опосредована другими маркерами только в 25–45% случаев, что позволяет предположить, что этот белок независимо связан с болезнью Альцгеймера.

Ранее эта же команда ученых обнаружила, что отклонения уровня p-tau181 регистрируются за несколько лет до заметных клинических проявлений болезни Альцгеймера и что уровень этого белка плавно увеличивается по мере развития заболевания.

Вместе эти результаты открывают перспективу использования анализа крови на p-tau181 как экономичного, доступного и эффективного инструмента ранней диагностики и мониторинга прогрессирования болезни Альцгеймера.

Moscoso A., et al. // Longitudinal Associations of Blood Phosphorylated Tau181 and Neurofilament Light Chain With Neurodegeneration in Alzheimer Disease. // JAMA Neurology, first published January 11, 2021; DOI: 10.1001/jamaneurol.2020.4986