Антитела для лечения ревматоидного артрита также помогают восстановиться сердцу после инфаркта

Антитела к белку межклеточных взаимодействий, кадгерину-11, разработанные для лечения ревматоидного артрита, способствуют регенерации сердца после инфаркта. Для препарата уже проводились клинические испытания.

Гистологический препарат сердечной ткани с инфарктом миокарда. Область инфаркта бледнее относительно жизнеспособной области сердечной мышцы

Credit: Kateryna Kon | Shutterstock.com

Стадия регенерации миокарда после инфаркта является одной из критических при лечении болезни, поскольку именно здесь происходят чрезмерные воспалительные процессы и формирование рубцов. Исследователи из университета Вандербильда в США обнаружили возможность контролировать уровень воспаления сердечной ткани и тем самым способствовать восстановлению сердца за счет антител SYN0012, блокирующих активность кадгерина-11 (CDH11).

CDH11 — белок клеточной адгезии, экспрессируемый эпителиальными и мезенхимальными клетками сердца и иммунными клетками — является основным виновником воспаления и фиброза сердца, так как способствует выработке провоспалительного цитокина интерлейкина-6 (ИЛ-6), профибротических сигналов, маркеров миофибробластов (TGF-β1) и миграции иммунных клеток. Дело в том, что после инфаркта миокарда в сердце начинают накапливаться иммунные клетки, которые очищают рану. Как только этот процесс завершен, сигналы от TGF-β1 и ИЛ-6 запускают процессы воспаления. Под их действием мезенхимальные клетки сердца дифференцируются в миофибробласты, которые способствуют зарастанию раны коллагеновым рубцом. Избыточное воспаление и репаративные процессы могут в конечном итоге привести к расширению области инфаркта и дальнейшему снижению сердечной активности.

Методом проточной цитометрии исследователи показали, что лечение мышей с искусственно индуцированным инфарктом миокарда антителами SYN0012 приводит к изменению соотношения иммунных клеток в сердце уже через 3 дня после инфаркта. В частности, уменьшается количество нейтрофилов и активированных макрофагов, способствующих экспрессии ИЛ-6. Авторы работы отмечают, что блокирование CDH11 антителами у мышей не предотвращает острый воспалительный ответ, а уменьшает продолжительность воспаления, степень фиброзного разрастания, и стимулирует регенерацию кровеносных сосудов.

По словам руководителя работы В. Дэвида Мерримана (W. David Merryman), антитела SYN0012 уже проходили клинические испытания. Вероятно, кроме лечения ревматоидного артрита, препарат скоро будет активно применяться для улучшения постинфарктного состояния и профилактики прогрессирования сердечной недостаточности.

Alison K. Schroer et al. // Cadherin-11 blockade reduces inflammation-driven fibrotic remodeling and improves outcomes after myocardial infarction // JCI Insight, 2019, 4, 18; DOI:  10.1172/jci.insight.131545