Антитела клеток памяти у переболевших COVID-19 через полгода лучше нейтрализуют коронавирус

После COVID-19 уровни антител в крови постепенно снижаются. Однако остаются В-клетки памяти, которые размножаются и вырабатывают антитела при повторном инфицировании. Количество В-клеток памяти не уменьшается через шесть месяцев после болезни, более того, они эволюционируют, улучшая иммунный ответ.

Kateryna Kon | 123rf.com

В-лимфоциты людей, инфицированных коронавирусом, вырабатывают антитела, нейтрализующие вирус. Как показали эксперименты на животных, эти антитела могут защищать от повторной инфекции. Спустя месяцы уровень антител снижается, динамика снижения все еще исследуется. Так или иначе, сохраняются В-клетки памяти — особый тип активированных В-лимфоцитов, долгоживущие клоны, способные обеспечить быстрый иммунный ответ при повторном введении того же антигена даже через многие годы. Однако природа и качество В-клеток памяти, которые сохраняются после COVID-19, не изучались.

Авторы работы, опубликованной в Nature, исследовали гуморальную память в когорте из 87 человек через 1,3 и 6,2 месяца после инфекции. Сначала отобрали 100 человек с подтвержденной ОТ-ПЦР-тестом инфекцией, но у 13 впоследствии не были детектированы антитела. Продолжительность заболевания варьировала от 0 до 44 дней (медиана 12 дней), 10 человек были госпитализированы.

Титры антител IgM и IgG против SARS-CoV-2 к рецептор связывающему домену (RBD) S-белка коронавируса через полгода значительно снижались, титр антител IgA — в меньшей степени. Чем выше была начальный уровень, тем быстрее шло снижение. Нейтрализующая активность плазмы в экспериментах с псевдовирусными частицами снизилась в пять раз. Интересно, что антитела к нуклеокапсидному белку N при этом не снижались.

В-лимфоциты исследовали методом проточной цитометрии. Оказалось, что количество В-клеток памяти, специфичных к RBD, через полгода не только не уменьшилось, но даже слегка возросло. При этом клональный состав В-клетки памяти, как показало исследование шести участников, стал другим: изменились частоты встречаемости клонов, некоторые исчезли, другие появились. Антитела, которые производили эти клетки, лучше нейтрализовали псевдовирусные частицы. Авторы также проверили, как повлияют на эффективность нейтрализации распространенные мутации в S-белке коронавируса, такие как E484G, Q493R, R346S. Антитела более поздних В-клеток памяти лучше эффективнее нейтрализовали псевдовирусы, несущие S-белок с этими мутациями, чем «ранние». Таким образом, В-клетки памяти за 6 месяцев эволюционировали в сторону более совершенного иммунного ответа на коронавирус, накапливая соматические мутации в генах иммуноглобулинов.

Эволюция иммунного ответа должна протекать в присутствии хотя бы малых количеств антигена. Коронавирусные антигены могут сохраняться в организме долгое время в виде комплексов на поверхностях фолликулярных дендритных клеток. Кроме того, остаточные количества белков могут присутствовать в инфицированных тканях. Известно, что коронавирус поражает ткани кишечника, и его РНК выявляется в образцах стула больного в течение продолжительного времени после выздоровления. Исследователи получили биоптаты кишечника от 14 клинически здоровых пациентов через 4 месяца после начала COVID-19. У некоторых из них иммуноокрашивание выявило рецептор ACE2, с которым связывается коронавирус, и его N белок, а ПЦР-тесты и гибридизация in situ — вирусную РНК.

Наблюдения, сделанные авторами статьи, подтверждают, что у переболевших людей при повторной инфекции должен развиваться более эффективный иммунный ответ. Особенности эволюции В-клетки памяти важно учитывать и при исследовании результатов вакцинации.

Christian Gaebler, et al. // Evolution of antibody immunity to SARS-CoV-2 // Nature, 2021, DOI:  10.1038/s41586-021-03207-w