Астма матери влияет на течение астмы у ее детей

Исследователи из США изучили профили метилирования первичных эпителиальных клеток бронхов взрослых пациентов с астмой, чьи матери имели или не имели это заболевание. Выяснилось, что астма матери формирует у ребенка паттерн метилирования, ассоциированный с нарушением T-клеточного сигналинга и иммунного ответа на вирусы и бактерии, что характерно для более тяжелого протекания болезни.

Астма — одно из самых распространенных хронических заболеваний, которое в США затрагивает 25 млн человек. Важный фактор риска этого заболевания — наличие астмы у матери, однако механизм этого явления не до конца ясен. Предполагается, что эпигенетические изменения происходят in utero. Новая работа американских исследователей подтверждает эту гипотезу.

Образцы первичных эпителиальных клеток бронхов собрали у 42 здоровых контролей и у 88 взрослых человек с астмой. Из них у 32 матери болели астмой (maternal asthma, MA), а у 56 матери были здоровы (NMA). Авторы проверили, есть ли разница в метилировании ДНК у людей в этих двух группах — MA и NMA.

Для этого метилирование ДНК контролей сравнили со всеми участниками с астмой, с людьми в группе NMA и в группе MA. Выявили 6352, 2023 и 4098 дифференциально метилированных CpG соответственно. Из них 69 CpG были специфичны для NMA и 554 CpG были специфичны для MA. То есть были выявлены значительные различия между этими двумя группами, что подтверждает предположение о влиянии материнской астмы на эпигенетический профиль ребенка.

Анализ показал, что паттерн метилирования в группе MA был ассоциирован с нарушением T-клеточного сигналинга и иммунного ответа на вирусы и бактерии. Эти данные подтвердили на назальных эпителиальных клетках детей с астмой. Клинически такая астма протекает тяжелее, она не отвечает на лечение кортикостероидами.

Таким образом, исследование подтверждает гипотезу о том, что астма у матери влияет на эпигенетических ландшафт эпителиальных клеток дыхательных путей детей и взрослых с астмой. У исследования есть несколько ограничений, в том числе тот факт, что история болезни матери была известна со слов участников. Но также авторы отмечают и сильные стороны исследования, такие как разнообразная популяция участников. Исследователи продолжают работу с участием новорожденных.

Magnaye K.M., et al. DNA methylation signatures in airway cells from adult children of asthmatic mothers reflect subtypes of severe asthma // PNAS (2022), published June 06, 2022, DOI: 10.1073/pnas.211646711