Бактерии превращаются в стеклянные микролинзы

Для нужд фотоники требуются микролинзы, генерирующие узкие интенсивные лучи света (фотонные наноструи). Авторы статьи в PNAS предложили экологически чистый способ производства микролинз из бактериальных клеток. Модифицированные кишечные палочки полимеризуют диоксид кремния с помощью фермента, заимствованного у морских губок, и покрываются стеклянной капсулой. Биомикролинзы не только генерируют фотонные наноструи, но и сохраняют жизнеспособность на протяжении месяцев.

Credit:
123rf.com

Фотоника — область науки и техники, которая занимается оптическими сигналами и созданием светоуправляемых устройств. Как для электроники необходимо было создать полупроводниковую элементную базу, так для фотоники нужны инновационные устройства генерации света и оптические материалы, формирующие узкие интенсивные лучи. Производство таких материалов сложно и часто бывает токсичным. Авторы нового исследования, результаты которого опубликованы в PNAS, использовали подходы синтетической биологии для создания экологически чистых полисиликатных микролинз.

Некоторые морские губки полимеризуют диоксид кремния в полисиликат («биостекло»). Единицы скелета стеклянных губок, называемые спикулами, не только прочны, но и демонстрируют волноводные свойства. Для полимеризации диоксида кремния нужен единственный фермент — силикатеин. Исследователи из Рочестерского университета (США) и Дельфтского технологического университета (Нидерланды) получили генноинженерные штаммы Escherichia coli, экспрессирующие силикатеин. Модифицированные бактерии покрывают себя слоем биостекла, превращаясь в живые микролинзы.

Обычная клетка E. coli дикого типа сама по себе способна фокусировать свет, но авторы показали с помощью математического моделирования, что клетка, покрытая однородным слоем полисиликата, будет генерировать гораздо более яркий луч (фотонную нанострую).

Для того, чтобы бактерии экспрессировали полимеризующий SiO2 фермент на своей поверхности, ген силикатеина из морских губок Tethya aurantia или Suberites domuncula сливали с бактериальным белком внешней мембраны A (OmpA) или белком образования льда (ice nucleation protein, INP — эти белки грамотрицательных бактерий способствуют появлению ледяных кристаллов, которые повреждают растения). Наиболее удачными оказались конструкции OmpA — силикатеин S. domuncula (SdSil) и OmpA — силикатеин T. aurantia (TaSil)

Иммунофлуоресцентный анализ подтвердил, что силикатеин экспрессируется на внешней поверхности клеток обоих штаммов кишечной палочки. Чтобы проверить, образуют ли ферменты слой полисиликата, штаммы инкубировали с ортосиликатом и окрашивали родамином 123, который адсорбируется на силикатных материалах. Оба штамма, экспрессирующие силикатеин, ярко окрашивались родамином 123 по внешней границе клеток, в отличие от бактерий дикого типа. Окрашивание повторили на клетках, которые хранились месяц или пять месяцев в буфере после инкубации с силикатом, и подтвердили стабильность стеклянного слоя.

Просвечивающая электронная микроскопия показала, что клетки, покрытые полисиликатом, имеют более ровную поверхность мембраны. Анализ с помощью сканирующей электронной микроскопии — энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии (SEM-EDS) обнаружил, что кремнезема в модифицированных клетках значительно больше, чем в клетках дикого типа.

Наконец, авторы продемонстрировали способность бактериальных нанолинз генерировать фотонные наноструи. Для этого их освещали с помощью специально сконструированного микроскопа. Инкапсулированные бактерии давали световой луч почти на порядок ярче немодифицированных.

Рост инкапсулированных клеток замедлялся по сравнению с клетками дикого типа. При хранении после инкубации с SiO2 значения КОЕ всех штаммов уменьшались; они снизились до неопределяемых уровней через четыре месяца для штамма SdSil и через пять месяцев для штаммов TaSil и дикого типа. При этом клетки оставались метаболически активными в течение четырех-пяти месяцев, то есть их деление замедлялось, но они были живыми.

Таким образом, методами синтетической биологии из бактерий можно получить микролинзы — оптические устройства, способные генерировать фотонные наноструи. Жизнеспособность клеток в стеклянных капсулах открывает возможности для приложений sense-and-respond («воспринимай и реагируй»), отмечают авторы: живая клетка может изменять оптические свойства в ответ на тот или иной сигнал.

Небиологические подходы также позволяют получать сферические микрочастицы из SiO2 или полистирола, но микросферы производят короткие наноструи, что затрудняет передачу сигнала. Бактериальные же частицы имеют форму микроцилиндров, и хотя длина их варьирует от одного до трех микрометров, ширина достаточно постоянна. Производство бактериальных микролинз является экологически чистым, выход продукции может быть высоким. Есть возможность варьировать как форму и размер бактериальных клеток, так и состав капсулы (силикатеины способны минерализовать различные субстраты). По мнению авторов, этот подход в перспективе может совершить революцию в оптике и фотонике.

Бактерии-киборги проникают в раковые клетки

Источник

Lynn M. Sidor et al. Engineered bacteria that self-assemble bioglass polysilicate coatings display enhanced light focusing // Proceedings of the National Academy of Sciences. December 10, 2024. 121 (51) e2409335121. DOI 10.1073/pnas.2409335121

Препринт на bioRxiv

Добавить в избранное