Безвредные микробы носоглотки могут защитить маленьких детей от пневмококковой инфекции

Состав микробиома носоглотки детей в возрасте до года влияет на риск заражения пневмококком. В частности, коринебактерии препятствуют колонизации носоглотки Streptococcus pneumoniae. Авторы статьи в PLoS ONE показали, что два вида коринебактерий подавляют рост пневмококка in vitro.

drmicrobe | 123rf.com

Пневмококк Streptococcus pneumoniae — патоген, вызывающий пневмонию, отит, менингит, а также воспаления другой локализации. Одна из групп риска по заболеваемости пневмококковыми инфекциями — дети, посещающие дошкольные учреждения. Авторы статьи, опубликованной в журнале PLoS ONE, исследовали влияние микробиома носоглотки маленьких детей на колонизацию пневмококком.

В исследовании участвовали 96 детей: 73 образца проанализировали, когда младенцам было полгода, 84 — когда им исполнился год. Смывы из носоглотки высевали на агаре, микробиологическими методами выявляли присутствие патогенов (Для выявления S. pneumoniae использовали тесты на чувствительность к оптохину и на гемолитическую активность). Помимо этого, исследователи определили видовой состав микробиома методом секвенирования участка V4 гена 16S рРНК на платформе Illumina.

Ученые выявили факторы, влияющие на колонизацию носоглотки пневмококком. Среди них присутствие Moraxella catarrahlis — возбудителя отитов и респираторных заболеваний, а также склонность к отитам и наличие вирусных инфекций респираторного тракта. Исследование подтвердило, что фактором риска является посещение яслей.

Ранее было известно, что на риск пневмококковой колонизации влияют как патогенные бактерии носоглотки, так и безвредные (комменсалы) Авторы статьи сосредоточились на комменсалах, как менее изученных. Они выявили несколько новых таксонов, отрицательно коррелировавших с наличием пневмококка в носоглотке у шестимесячных детей: Actinomyces, Prevotella, Veillonella, Gemella и Anoxybacillus. О некоторых из них уже было известно, что они снижают риск пневмонии. Однако их присутствие сильно зависело от посещаемости яслей и от других внешних факторов.

А вот наличие комменсальных микробов Corynebacterium, для которых неоднократно была показана ассоциация со здоровым состоянием носоглотки и сниженным риском пневмококковой инфекции, незначительно зависело от внешних факторов. Авторы нового исследование, также показали, что его присутствие отрицательно коррелирует с колонизацией S.pneumoniae. Они предположили, что Corynebacterium могут защищать носоглотку от пневмококковой инфекции.

Чтобы проверить это, ученые посеяли пневмококк из смывов носоглотки на различном расстоянии от колоний двух видов коринебактерий — Corynebacterium propinquum или Cpseudodiphtheriticum, и отслеживали рост пнемококка в течение трех дней. Колонии, расположенные дальше от коринебактерий, росли быстрее. Ингибирующее действие C. propinquum и C. pseudodiphtheriticum подтвердили в другом эксперименте, с инокулированием этих двух видов на газон S. pneumoniae.

Ученые предостерегают от поспешных выводов. Необходимо провести секвенирование целого гена 16S рРНК для идентификации бактерий, коррелирующих с колонизацией пневмококка, до вида. Кроме того, ингибирующие воздействие двух видов коринебактерий in vitro не гарантирует схожего эффекта in vivo.

Xu L, Earl J, Pichichero ME. Nasopharyngeal microbiome composition associated with Streptococcus pneumoniae colonization suggests a protective role of Corynebacterium in young children. PLoS ONE. 2021. 16(9): e0257207 DOI:  10.1371/journal.pone.0257207