«Британский» штамм подавляет врожденный иммунный ответ

Ученые из Великобритании и США исследовали мутации, характерные для «британского» варианта. Они показали, что высокая трансмиссивность этого штамма объясняется не только изменениями в S-белке. Из-за новых мутаций вирусные белки Orf9b и Orf6 сильнее экспрессируются в организме хозяина и подавляют его врожденный иммунный ответ.

Richard Johnson | 123rf.com

«Британский» вариант впервые выявили в Великобритании в сентябре 2020 года, а уже к апрелю 2021 года он стал самым распространенным штаммом в США. От коронавируса первой волны его отличают 23 мутации в геноме, из которых 17 влияют на белковую последовательность, а шесть являются молчащими. Так как большинство изменений в белковой последовательности приходится на S-белок, ранее основное внимание было сконцентрировано на нем. S-белок «британского» штамма сильнее связывает рецептор ACE2, именно этим объясняли его повышенную трансмиссивность.

Ученые из Великобритании и США предположили, что высокая трансмиссивность вируса связана не только с изменениями в S-белке. Они провели протеомный и транскриптомный анализ линии эпителиальных клеток дыхательных путей Calu-3, зараженных «британским» штаммом коронавируса. Исследователи выяснили, что у «британского» штамма по сравнению с коронавирусом первой волны повышена экспрессия белков Orf9b и Orf6, а также N-белка. Экспрессия субгеномных РНК, с которых транскрибируются белки, также возросла. Уровень интерферона, продуцируемого клетками хозяина, при этом снизился.

Белки Orf9b и Orf6 подавляют врожденный иммунный ответ. Так, белок Orf9b связывается с митохондриальным рецептором TOM70, который необходим для запуска врожденного иммунного ответа клетки на РНК вируса. Повышенная экспрессия Orf9b и Orf6 была обнаружена не только в эксперименте на клетках, но и у пациентов, зараженных «британским» штаммом.

Профессор молекулярной вирусологии из Университетского колледжа Лондона Грег Тауэрс, один из авторов исследования, предполагает, что подавление первичного иммунного ответа позволяет вирусу интенсивней реплицироваться. Когда иммунитет все же начинает реагировать, появляется кашель, и огромное число вирусных частиц покидает организм. Это дает возможность вирусу быстрее распространяться в популяции.

Thorne, L. G. et al. // Evolution of enhanced innate immune evasion by the SARS-CoV-2 B.1.1.7 UK variant // bioRxiv, preprint, posted June 07, 2021. DOI: 10.1101/2021.06.06.446826