CAR T-клетки использовали для лечения сердечно-сосудистых заболеваний

CAR T-клеточную терапию, разработанную и используемую для лечения рака, ученые из Университета Пенсильвании опробовали в качестве терапии сердечно-сосудистых заболеваний. Испытания на мышах прошли успешно.

Alpha Tauri 3D Graphics | Shutterstock.com

CAR T-клеточная терапия — стремительно развивающийся раздел иммунотерапии — применяется для лечения некоторых видов рака. Метод заключается в том, что опухоль атакуют T-клетки самого пациента, модифицированные таким образом, чтобы они узнавали специфический антиген на поверхности раковых клеток. Научная группа из Университета Пенсильвании впервые предложила использовать эту технологию для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

Вот уже несколько десятилетий ведущей причиной смерти в мире по данным ВОЗ является нарушение работы сердца. Фиброз — состояние, при котором фибробласты после повреждения миокарда начинают изменять его структуру, откладывая избыточное количество внеклеточного матрикса. Обширный фиброз играет существенную роль в прогрессировании многих заболеваний сердца, при этом в настоящее время известно мало способов его терапии и профилактики. Однако исследования 2016 года показали, что удаление активированных фибробластов миокарда , выполненное генетическими методами, после травмы в результате ишемии или гипертензии уменьшает фиброз и улучшает показатели работы сердца. Это легло в основу терапии, нацеленной на фибробласты.

Первым этапом работы стала проверка пригодности CAR T-клеточной терапии для устранения активированных фибробластов миокарда. Для этого использовались генетически модифицированные мыши, у которых введением ангиотензина II и фенилэфрина индуцировали фиброз, а также с помощью тамоксифен-индуцибельной рекомбиназы Cre на мембранах активированных фибробластов вызывали гиперэкспрессию овальбумина (OVA), которой в норме у мышей не бывает. Экспериментальной группе животных вводили CD8+ T-клетки, экспрессирующие рецептор против OVA. Через 4 недели у экспериментальной группы наблюдалось уменьшение фиброза, при этом в контроле изменений не было.

Затем исследователи проанализировали данные РНК-секвенирования пациентов с заболеванием сердца и обнаружили мишень для терапии — белок активации фибробластов (БАФ). Мышам с индуцированным фиброзом ввели CD8+ T-клетки с рецептором против БАФ, спустя месяц также было зафиксировано уменьшение фиброза и улучшение диастолической и систолической функции сердца. Разумеется, нужны дальнейшие исследования, чтобы подтвердить оптимальность и безопасность использования БАФ в качестве мишени.

«Мы увидели огромный прогресс в лечении определенных видов рака с помощью модифицированных Т-клеток. Наши результаты предполагают, что этот метод выйти за пределы лечения рака и послужить эффективным лечением заболеваний сердца», — говорит первый автор исследования Хейг Ахаджанян.

Haig Aghajanian, et al. // Targeting cardiac fibrosis with engineered T cells. // Nature, 2019; DOI:  10.1038/s41586-019-1546-z