CAR T-клетки, секретирующие антитела BiTE, вызвали быструю регрессию глиобластомы

В 2019 году американские ученые разработали CAR T-клетки против специфического для глиобластомы варианта рецептора эпидермального фактора роста EGFRvIII, которые также секретировали антитела BiTE против EGFR дикого типа, способные привлекать Т-клетки. Теперь опубликованы предварительные результаты фазы 1 клинических испытаний терапии рецидивирующей глиобластомы с помощью таких клеток. У трех пациентов опухоль регрессировала через сутки после инфузии Т-клеточного препарата, хотя у двух этот эффект оказался временным.

В 2017 году в США провели пилотные клинические испытания CAR T-терапии глиобластомы, где в качестве мишени был выбран специфический для опухоли вариант рецептора эпидермального фактора роста (EGFR) — EGFRvIII. Несмотря на то, что сами CAR-T-клетки были активны, терапия не привела к уменьшению опухоли. Ученые связали это с экспрессией EGFR дикого типа в опухоли, а также с обилием регуляторных Т-клеток в ее окружении. Двумя годами позже исследователи представили CAR T-клетки против EGFRvIII, которые также секретировали биспецифические антитела BiTE. Такие антитела были способны связываться с EGFR дикого типа, при этом активируя Т-клетки. В доклинических испытаниях эти CAR T-клетки показали эффективность, а BiTE (исследователи также называют их TEAM — молекулы антител, привлекающие Т-клетки) разрешали проблему иммуносупрессивного микроокружения опухоли. В новой публикации ученые представляют предварительные результаты первой фазы клинических испытаний CAR-TEAM Т-клеточной терапии рецидивирующей глиобластомы.

Набор в исследование проводился с марта по июль 2023 года. Всего в нем приняло участие трое пациентов с рецидивирующей глиобластомой четвертой стадии, позитивной по EGFRvIII. Все три пациента до этого лечились темозоломидом и проходили лучевую терапию, но не подвергались терапии, нацеленной против EGFRvIII.

После лейкафереза (выделения из крови фракции лейкоцитов) ученые отбирали Т-клетки пациентов, которые трансдуцировали лентивирусным вектором. Он содержал компоненты CAR: одноцепочечный вариабельный фрагмент антитела против EGFRvIII, а также костимуляторный домен 4-1BB, связанный с CD3ζ. В тот же вектор была включена последовательность BiTE против EGFR дикого типа и урезанная форма CD19 для отслеживания трансдукции клеток. Всем пациентам делали внутрижелудочковую инфузию 107 клеток.

У всех пациентов уже через несколько дней после инфузии наблюдалась регрессия опухоли, хотя и временная. У первого пациента — 74-летнего мужчины — опухоль быстро уменьшилась через сутки после инфузии, что было показано на МРТ. Регрессия продолжалась и через две недели после инфузии, однако в итоге терапия оказала лишь временный эффект. В крови и спинномозговой жидкости (СМЖ) пациента по мере терапии понижался уровень РНК EGFRvIII и EGFR, содержавшейся во внутриклеточных везикулах, вплоть до необнаружимого. У второго пациента — 72-летнего мужчины — размер опухоли уменьшился на 18,5% уже на вторые сутки и на 60,7% на 69 день. Регрессия поддерживалась в течение более чем 5 месяцев. У третьей пациентки — 57-летней женщины — опухоль регрессировала почти полностью уже через 5 дней после инфузии, однако спустя месяц вновь произошел рецидив.

Вскоре после введения CAR-TEAM T-клеток у всех пациентов начиналась лихорадка, достигавшая пика на второй день после инфузии. В течение месяца в спинномозговой жидкости присутствовали иммунные клетки — сначала нейтрофилы, затем лимфоциты. Через 21 день после инфузии в СМЖ встречалось 70,3% CAR-TEAM T-клеток у первого пациента, 17,6% — у второго и 56,2% — у третьего. В то же время в периферической крови таких клеток было 2%, 0,64% и 0%, соответственно. Это указывает на безопасность введения CAR-TEAM T-клеток против EGFR в желудочки мозга. А то, что количества таких клеток в периферической крови были незначительными, снижает вероятность нецелевой (off-target) активности Т-клеток: EGFR отсутствует в нормальных тканях мозга, но помимо глиобластомы широко экспрессируется в других тканях организма.

Исследователям показался интересным случай третьей пациентки, так как на момент операции для инфузии CAR-TEAM T-клеток у нее в опухоли наблюдалась экспрессия EGFR дикого типа, но не EGFRvIII. При этом терапия все равно показала эффективность, опосредованную, видимо, BiTE, а не CAR-T-клетками. Это расширяет терапевтическое окно применения препарата.

Несмотря на то, что после терапии у двух из трех пациентов все равно наблюдалась прогрессия опухоли, ученые отмечают скорость появления ответа на CAR-TEAM Т-клеточную терапию. Они намерены продлить терапевтический эффект такого клеточного препарата за счет дополнительных инфузий либо предварительной химиотерапии.

Бивалентная CAR T-терапия глиобластомы стабилизировала болезнь у части пациентов