Для осязания необходим ионный канал ELKIN1

Осязание обеспечивается механически активируемыми ионными каналами. Некоторые из них, например, каналы семейства PIEZO, уже идентифицированы, однако механочувствительность сенсорных нейронов, по-видимому, требует нескольких типов каналов. Немецкие и австралийские ученые охарактеризовали механочувствительный ионный канал ELKIN1, который необходим для восприятия механических стимулов. В отсутствие этого канала у мышей существенно снижалась чувствительность к прикосновениям.

Нейроны мыши, экспрессирующие Elkin1 (голубой) и Piezo2 (пурпурный).
Sampurna Chakrabarti, Max Delbrück Center | пресс-релиз

Чувствительность кожи к прикосновениям обеспечивается механорецепторами с низким порогом активации, тела которых находятся в ганглии дорсального корешка (DRG). Большинство сенсорных нейронов DRG экспрессируют механочувствительный канал PIEZO2, и в его отсутствие половина таких нейронов больше не отвечает на механический стимул. В ганглиях дорсального корешка есть и ноцицепоры, реагирующие на боль, причем, хотя многие из них не экспрессируют Piezo2, механосенсорные функции они сохраняют. Авторы опубликованной в Science работы показали, что, помимо PIEZO2, важнейшую роль в механорецепции играет ионный канал, известный как ELKIN1, и в его отсутствие у мышей утрачивается способность воспринимать прикосновения.

Авторы обсуждаемой работы ранее показали, что ELKIN1 необходим и достаточен для обеспечения механочувствительности у клеток меланомы высокой степени злокачественности. Чтобы стимулировать механочувствительность клеток, их культивировали в планшетах с покрытием из поли-L-лизина и ламинина («механогенным» покрытием).

В качестве модельных клеток ученые использовали HEK293, нокаутные по PIEZO1. Повышенная экспрессия Elkin1 — мышиного гомолога изучаемого белка — восстановила в большинстве трансфицированных клеток механически активируемые электрические токи.

Кроме того, клетки HEK293, нокаутные по PIEZO1, восстанавливали механочувствительность при экспрессии мутантной формы Elkin1, лишенной N-концевого домена GOLD (Elk1Δ170). Тот факт, что GOLD-домен не нужен для механорецептивной функции Elkin1, подтверждается также тем, что и белок дикого типа, и белок с делецией демонстрировали одинаковую линейную зависимость силы тока от напряжения. В то же время клетки, экспрессирующие Elkin1, демонстрируют «утечку» тока при очень низком (меньше -100 мВ) или очень высоком (больше +60 мВ) электрическом потенциале. Авторы работы отмечают, что Elkin1 существенно отличается от Piezo1 и Piezo2 в фармакологическом плане: Elkin1 ингибируется неспецифическим блокатором ионных каналов Gd3+, но почти не реагирует на рутениевый красный, который полностью блокирует механочувствительные каналы, в том числе Piezo1 и Piezo2.

Так как по ряду свойств Elkin1 все же похож на Piezo2, ученые предположили, что этот канал тоже участвует в восприятии прикосновений у млекопитающих. Для проверки этого они провели опыты на мышах, нокаутных по Elkin1. Гомозиготные нокаутные животные (Elkin1-/-) оказались жизнеспособными. В нейронах ганглия заднего корешка, где экспрессия Elkin1 у мышей дикого типа особенно высока, в отсутствие Elkin1 соотношение различных популяций нейронов не изменялось. Как показали ультраструктурные исследования, у нокаутных мышей миелинизированные и немиелинизированные нервные волокна не имели каких-либо отклонений. Тем не менее, поведенческий ответ на механические раздражители у животных изменился: нокаутные мыши практически не реагировали на прикосновение ватного тампона. Для отдергивания лапы им требовалось существенно большее воздействие по сравнению с животными дикого типа. В то же время реакция отдергивания лапы при тепловом воздействии не изменилась.

Дальнейшие исследование показало, что у нокаутных мышей только половина крупных нейронов генерировала механоактивируемые токи, причем значительное снижение токов наблюдалось даже в отсутствие только одной копии Elkin1. В целом, фенотип сенсорных нейронов с нокаутом Elkin1 соответствовал таковому у сенсорных нейронов с нокаутом или нокдауном Piezo2.

Также ученые выяснили, что нокаут Elkin1 никак не сказывается на экспрессии Piezo2. В то же время оба рецептора оказались функционально связаны друг с другом: в нейронах, нокаутных по Elkin1, все же возможно возникновение механоактивируемых токов благодаря Piezo2. Впрочем, никаких доказательств того, что Elkin1 напрямую влияет на функционирование Piezo2, найдено не было, однако Elkin1 взаимодействует с белком Stolm3, который регулирует Piezo2.

Наконец, исследователи показали, что Elkin1 необходим для функционирования мышиных механорецепторов. Они установили, что примерно половина механорецепторов с низким порогом активации при нокауте Elkin1 не реагирует на механические стимулы. Более того, наблюдение за отдельными ноцицепторами подкожного нерва, активирующихся при механических стимулах, показало, что экспрессия Elkin1 в них необходима для передачи болевых ощущений. Авторы работы высказали предположение, что Elkin1 может стать мишенью для разработки препаратов от хронических болей.

Sampurna Chakrabarti et al. Touch sensation requires the mechanically gated ion channel ELKIN1 // Science, published 29 February 2024, Vol 383, Issue 6686, pp. 992-998, DOI: 10.1126/science.adl0495