Древнейшая митохондриальная ДНК американской домашней лошади

Ученые из США проанализировали митохондриальный геном из образца зуба лошади XVI века и подтвердили пиренейское происхождение домашних лошадей в Америке. Однако ближайшими живыми родственниками древней лошади оказались дикие пони с островов у восточного побережья Америки. Скорее всего, туда лошадей завезли испанские первооткрыватели.

Florida Museum | Jeff Gage | Пресс-релиз

Николас Делсол, научный сотрудник Музея естественной истории Флориды, анализировал древнюю ДНК, извлеченную из коровьих костей, найденных при раскопках. Он изучал историю крупного рогатого скота в Америке, и древняя генетическая информация должна была в этом помочь. Однако один фрагмент зуба значительно отличался от остальных — он оказался лошадиным.

«Это была счастливая находка, — сказал Делсол. — Я секвенировал митохондриальную ДНК из ископаемых коровьих зубов для своей докторской диссертации, и когда я проанализировал последовательности, я понял, что один из образцов сильно отличается».

Секвенирование митохондриального генома помогло правильно идентифицировать вид, которому принадлежал зуб, и в итоге оказалось, что это самый ранний известный митогеном постколумбовой домашней лошади в Америке.

Лошади появились на Американском континенте в плиоцене, но затем исчезли в Западном полушарии во время вымирания мегафауны в конце плейстоцена. Одомашненные лошади, впервые завезенные в Америку европейцами в конце XV века, стали важнейшей частью европейской промышленности и вооруженных сил в Западном полушарии. Согласно историческим документам, лошадей привезли в Карибский бассейн с Пиренейского полуострова, но археологических свидетельств, подтверждающих это, не так много. (Возможно, потому, что останки лошадей раннего постколумбова периода ошибочно идентифицируют как лошадей до вымирания либо как современных.) Случайная находка Николаса Делсола помогла выяснить подробности происхождения и распространения американских домашних лошадей.

Зуб был найден в одном из первых поселений испанских колонистов — городе Пуэрто-Реаль. Этот город на острове Гаити был основан в 1507 году и на протяжении десятилетий служил портом для судов, идущих из Карибского моря. Но пиратство и рост нелегальной торговли в XVI веке заставили испанцев переместиться в другую часть острова — в 1578 году жителям приказали покинуть Пуэрто-Реаль. Годом позже заброшенный город был разрушен испанскими властями. В 1975 году обнаружили его руины, и с 1979 по 1990 год там проводились раскопки.

Окаменелости лошадей там находили редко, в отличие от останков коров. Дело в том, что лошади были очень ценны и владели ими немногие, тогда как коров использовали повсеместно как источник мяса и кожи, а кости выбрасывали в общие кучи отходов.

Был получен полный митохондриальный геном с высоким покрытием. Выяснилось, что животное принадлежит к генетической линии, называемой лошадиной митохондриальной гаплогруппой А. Представители этой гаплогруппы в основном встречаются в Центральной Азии (46,7% современных экземпляров), Южной Европе (37,3%) и на Ближнем Востоке (10,0%). Они встречались и в археологических находках бронзового века на Пиренейском полуострове.

Авторы сравнили мтДНК находки с мтДНК 83 современных лошадей. Учитывая, что своих лошадей в Америку в то время привозили испанцы, Делсол ожидал, что ближайшими живыми родственниками 500-летнего экземпляра из Пуэрто-Реаля будут лошади, до сих пор живущие на Пиренейском полуострове. Однако наиболее похожими оказались митохондриальные геномы диких пони с островов Ассатиг и Чинкотиг у побережья Мэриленда и Вирджинии, в тысяче миль от Гаити,. Эти лошади жили там сотни лет, но до конца не ясно, как они туда попали.

По данным Службы национальных парков, которая управляет северной частью Ассатига, наиболее правдоподобна следующая версия: лошадей привезли в 1600-х годах английские колонисты с материка, в попытке уклониться от налогов на скот. По другой версии, дикие стада произошли от лошадей, которые пережили кораблекрушение испанского галеона и доплыли до берега, — этот эпизод даже вошел в популярную детскую книгу и фильм. Результаты ДНК-анализа указывают на то, что, скорее всего, лошадей на Ассатиг завезли испанские первооткрыватели.

«Об этом мало сообщается в исторической литературе, но испанцы исследовали этот район Центральной Атлантики довольно рано, в XVI веке. Ранняя колониальная литература часто отрывочна и не вполне основательна. То, что они не упоминают лошадей, не означает, что их там не было», — комментирует Делсол.

«Наше исследование демонстрирует, как древняя ДНК помогает понять культурные и исторические процессы не только в далеком прошлом, но и в малоизученных эпизодах более поздней истории. Анализ интродукции европейских домашних животных (например, лошади) в Америку — увлекательная, но малоизученная тема. Наши результаты подтверждают пиренейское происхождение этих животных, но они также освещают другую историю — исследование среднеатлантического побережья испанцами в начале колониального периода», — комментируют авторы.

Delsol N. et al. Analysis of the earliest complete mtDNA genome of a Caribbean colonial horse (Equus caballus) from 16th-century Haiti // Plos One, published July 27, 2022, DOI: 10.1371/journal.pone.0270600