Древние геномы показали, что заселение Карибских островов происходило в три этапа

Ученые восстановили историю заселения островов Карибского моря с помощью анализа ДНК 93 древних жителей. История включала как минимум три волны переселенцев с континентальной Америки. Первая была связана с расселением людей по Северной Америке, последняя происходила из Южной Америки. Ранние и поздние популяции на островах генетически не смешивались.

Художественная реконструкция облика древнего жителя Карибских островов.

Credit: Tom Björklund | Пресс-релиз

Археологические следы говорят, что первые люди появились на островах Карибского моря около 8 000 лет назад, а около 5 000 лет от Тринидада, расположенного наиболее близко к континентальной Америке, они распространились на все острова. Остаются вопросы: кем были первые переселенцы и как они добрались до островов. На первый из них может ответить палеогенетика. Статья с анализом древних геномов с островов Карибского моря, проведенным большой группой палеогенетиков из Германии, США, Дании, Кубы и других стран, опубликована в Science.

Ученые исследовали ДНК, извлеченную из останков 93 человек, проживавших на Карибах, согласно радиоуглеродной датировке, 3 200–400 лет назад. Древняя ДНК плохо сохранилась в жарком и влажном карибском климате, поэтому авторы использовали метод гибридизационного обогащения, охватив с его помощью около 1,2 млн однонуклеотидных полиморфизмов. Кроме того, для 89 из 93 индивидов определили гаплогруппу мтДНК, для 40 из 47 мужчин — гаплогруппу Y-хромосомы.

Археологи выделяют в истории Карибских островов два периода: древнюю эпоху, когда происходило первоначальное заселение островов, и начавшуюся 2 800 лет назад керамическую эпоху. Поздние переселенцы принесли с собой совершенно новый стиль керамики и навыки сельского хозяйства. При этом популяции древней и керамической эпох пересекались во времени на одних и тех же островах. Как они между собой взаимодействовали, пока неясно.

Из древних индивидов, геномы которых были изучены в данной работе, 52 (с острова Куба), проживавших 3 200–700 лет назад, представляли древнюю эпоху. 41 индивид с островов Куба, Багамских, Пуэрто-Рико, Гваделупа и Сент-Люсия, жившие 1 500–400 лет назад, представляли керамическую эпоху. Принадлежность останков к одной либо другой эпохе определяли по археологическому контексту.

Генетический анализ показал, что индивиды из древней и керамической эпох различались по однородительским линиям наследования, то есть по гаплогруппам Y-хромосомы и митохондриальной ДНК. Исследователи сравнили их геномы с геномами представителей 12 современных коренных популяций Америки, используя анализ главных компонент и другие методы популяционной генетики. Оказалось, что индивиды керамической эпохи генетически близки к современным индейцам Южной Америки, а также к населению Багамских островов. Индивиды древней эпохи генетически не группировались с современными популяциями.

Используя методы выявления источников происхождения, авторы показали, что население древней эпохи и керамической эпохи имеют разные корни. Более того, индивиды древней эпохи также неоднородны по происхождению. Оказалось, что они представляют потомков по меньшей мере двух отдельных волн заселения островов западной части Карибского моря. При этом первая волна была связана с первоначальным расселением людей по Северной Америке — еще до того, как они попали в Центральную и Южную Америку. Поздние переселенцы керамической эпохи попали на острова Карибского моря из Южной Америки, и это была третья волна заселения.

Интересно, что популяции древней и керамической эпох практически не смешивались между собой генетически. Исключение составил только один индивид, у которого обнаружилось смешанное происхождение. Кроме того, не остается сомнений в способности древних поселенцев Карибских островов к мореплаванию. По-видимому, Карибское море не было для них непреодолимым препятствием, а служило вполне проходимым водным путем, и именно так они попадали с материка на острова.

«Большие пространства воды традиционно рассматриваются как барьеры для перемещения людей, — комментирует Катрин Нeгелe, аспирантка Института наук об истории человека Общества Макса Планка и первый автор статьи. — Охотники-собиратели не считались способными к серьезному мореплаванию. Наши результаты опровергают это представление, они показывают, что между материком и островами существовала связь».

Kathrin Nägele, et al. // Genomic insights into the early peopling of the Caribbean. // Science, 2020, Jun 4; eaba8697; DOI: 10.1126/science.aba8697