Древняя ДНК из Судана раскрывает историю долины Нила

Данные полногеномного секвенирования древней ДНК 66 индивидов из области Кулубнарти в современном Судане пролили свет на происхождение и социальную организацию людей, которые жили в долине Нила более 1000 лет назад. Регион, в котором находится Кулубнарти, — Нубия — был местом пересечения разных культур, поэтому работа имеет важное историческое значение.

strelkov73 | 123rf.com

Нубия — это историческая область в средней части долины Нила. В течение многих столетий Нубия объединяла людей из разных частей Африки и западной Евразии. Несмотря на важность региона, до этой работы было доступно всего три полногеномных сиквенса ДНК древних людей, проживавших в этой части долины Нила до распространения ислама.

В статье, опубликованной в Nature Communications, представлен анализ данных, полученных при полногеномном секвенировании ДНК 66 людей, обитавших в христианский период (около 650–1000 гг н.э.) в одной из областей древней Нубии — Кулубнарти, расположенной в Судане возле границы с Египтом. Данный период предшествует генетическим и культурным изменениям, связанным с распространением ислама. Образцы были получены в ходе раскопок двух захоронений — на острове и на берегу Нила.

В 2015 году ученые обнаружили, что наибольшее количество ДНК содержится в определенной области каменистой кости человека. На сегодняшний день использование этой области является золотым стандартом при анализе древней ДНК. Кендра Сирак, первый автор стати и научный сотрудник Гарвардской медицинской школы, разработала метод, который позволяет достичь этого участка кости при минимальном вмешательстве и потерях ДНК.

Авторы новой работы обнаружили, что захороненные на двух кладбищах люди различались по состоянию здоровья и возрасту на момент смерти. Используя маркеры общего стресса (например, cribra orbitalia — одно из наиболее распространенных патологических состояний, которые обнаруживаются на археологических останках несовершеннолетних людей), авторы выявили, что люди, захороненные на острове, переживали больший стресс, чем на захороненные на материке. Различалась и средняя продолжительность жизни, которая для захороненных на острове равнялась десяти годам, а на берегу — 18 лет.

Такое различие предполагает, что люди, захороненные на острове, служили рабочей силой для землевладельцев, проживающих на берегу, или на острове хоронили людей, умерших от болезни или имевших культурные различия (к примеру, некрещенных людей).

Исследователи не нашли доказательств того, что эти две группы генетически отличались друг от друга. Кроме того, были идентифицированы семь пар родственников второго порядка, захороненных на разных кладбищах. Таким образом, опровергается гипотеза о том, что люди, захороненные на острове, были иностранными рабами, иммигрантами или беженцами.

Другой интересной находкой было то, что все жители Кулубнарти христианского периода имели как западноевразийское, так и нилотское происхождение. Причем большая часть евразийских генов пришла от женщин. Вероятно, общество Кулубнарти было патрилокальным — мужчины оставались там, где родились, а женщины уезжали из родных домов.

В данный момент Кендра Сирак работает с коллегами из Судана, чтобы собрать и проанализировать больше образцов ДНК людей из долины Нила, и продолжает углубляться в историю передвижений и смешений древних нубийцев.

Sirak K.A., et al. Social stratification without genetic differentiation at the site of Kulubnarti in Christian Period Nubia // Nature Communications, 12, Published online 14 December, 2021, DOI: 10.1038/s41467-021-27356-8