Древняя ДНК рассказала об общественном неравенстве в Европе бронзового века

Исследование ДНК из захоронений позднего неолита — бронзового века в Южной Германии показало, что в обществе европейских земледельцев того времени существовало социальное расслоение, что домохозяйства наследовались по отцовской линии, а жен было принято брать из других мест.

Изображение:

Захоронение женщины с высоким социальным статусом из местонахождения в Хаунштеттене «Постилионштрассе». Женщина была не местной; в другом захоронении в нескольких километрах от этого найдена, вероятно, ее сводная сестра. Credit: Stadtarchäologie Augsburg | Пресс-релиз Тюбингенского университета

Палеогенетика чаще всего помогает археологам реконструировать генетическую историю древних популяций: определять их происхождение, прослеживать миграции, смешивания и разделения. Но иногда удается генетическими методами заглянуть и в социальную жизнь наших предков. Так, авторы статьи в Science, изучив более сотни древних геномов с юга Германии, проследили за возникновением имущественного расслоения в обществе европейских земледельцев.

Команда палеогенетиков из Института наук об истории человека Общества Макса Планка в Йене, Университета Тюбингена и других научных организаций Германии работала с останками из захоронений в долине реки Лех (Бавария). Они относятся к позднему неолиту, раннему и среднему бронзовому веку; в те времена на территории долины располагалось множество земледельческих хозяйств. Археологическое исследование показало, что захоронения при каждом домохозяйстве различаются по богатству.

Ученые выделили ДНК 118 человек из 13 захоронений, исследовали ее на панели, включающей 1,2 млн SNP, а ДНК 104 человек отобрали для анализа на родственные связи. Полученные геномные данные авторы проанализировали в контексте 993 ранее опубликованных древних геномов, 1129 современных геномов, типированных на платформе Affymetrix Human Origins Array, и 300 секвенированных с высоким покрытием геномов из базы Simons Genome Diversity Project. Кроме того, для 139 человек провели анализ изотопов стронция и кислорода в ткани зубов, чтобы получить информацию о том, где они жили до того, как попали в долину Леха.

Индивиды из долины Леха были отнесены к различным археологическим культурам: культуре шнуровой керамики (2750–2460 до н.э.), культуре колоковидных кубков (2480-2150 до н.э.), раннему бронзовому веку (2150-1700/ 1500 до н.э.) и среднему бронзовому веку (1700-1300 до н.э.).

По результатам анализа главных компонент в генетическом пространстве индивиды из долины Леха расположились между скотоводами бронзового века причерноморско-каспийских степей и неолитическими европейцами. Моделирование показало, что изучаемые популяции возникли из смешения трех генетических источников: западных охотников-собирателей, анатолийских неолитических земледельцев и степных скотоводов. У мужчин преобладала Y-хромосомная гаплогруппа R1b, характерная для Центральной и Западной Европы.

Для анализа родства ученые использовали специальную программу lcMLkin, а также методы, основанные на попарном сравнении геномных различий по однонуклеотидному полиморфизму (pairwise kinship analysis). Выяснилось, что люди из одного домохозяйства были связаны между собой родством первой или второй степени по мужской линии. Родственники третьей степени и выше обнаружены в соседних домохозяйствах. Всего авторы реконструировали шесть семей, некоторые из них проследили на 4–5 поколений.

Могилы членов этих семей отличались богатым убранством, в них нашли боевые топоры, ножи и другое оружие, что говорит о высоком статусе погребенного. Другую группу составляли женские могилы, также богатые, где были найдены обручи, подвески и другие украшения. Генетический анализ показал, что женщины из этих могил не состоят в кровном родстве со статусными семьями, а анализ изотопов из ткани зубов подтвердил, что они родились в другом месте, по-видимому, на территории Восточной Германии и Чехии. В долину Леха женщины попадали в подростковом возрасте или позже. Третью группу составляли могилы без всякого убранства, которые находились при тех же домохозяйствах. Очевидно, в них были захоронены люди низкого социального статуса, и они не состояли в родстве со статусными семьями.

Из того факта, что люди с различными социальными статусами жили бок о бок, ученые делают вывод о социальной стратификации общества европейских земледельцев позднего неолита — раннего и среднего бронзового века. Сопоставляя данные о кровном родстве погребенных мужчин и женщин, они заключают, что общество было построено по принципу патрилокальности — мужчины проживали по месту своего рождения и передавали социальный статус потомкам. В то же время браки заключались экзогамные, то есть жен брали из других племен, наделяя их также высоким социальным статусом. В тех же домохозяйствах проживали и люди низкого статуса, не родственники богатых семей, — по-видимому, в качестве слуг или работников на полях.

«Примечательно, что наследование в домохозяйствах от поколения к поколению по мужской линии оставалось стабильным на протяжении по меньшей мере 700 лет на переходе от неолита к бронзовому веку», - говорит Алисса Миттник, первый автор статьи, представляющая Институт Макса Планка, Университет Тюбингена и Медицинскую школу Гарварда.

Авторы подчеркивают, что аналогичное социальное устройство было характерно для античных государств (например, для Древнего Рима), где высокостатусные семьи составляли основу общества, и в эти семьи входили принадлежащие им рабы. Исследование показало, что такая структура общества сложилась в Европе еще 4000 лет назад, по меньшей мере за 1500 лет до эпохи античности.

Источники

Mittnik, A., et al. // Kinship-based social inequality in Bronze Age Europe // Science, 2019, DOI:  10.1126/science.aax6219

Цитата по пресс-релизу


Добавить в избранное