Эффективность блокады иммунных контрольных точек при раке определяется экспрессией белка PCBP1

Исследователи из США обнаружили, что белок PCBP1 необходим для борьбы иммунной системы с опухолевыми клетками. Авторы назвали его «глобальной иммунной контрольной точкой», потому что именно от его экспрессии зависит, будет ли Т-лимфоцит убивать раковые клетки или управлять теми, кто их убивает.

Белок PCBP1 — «глобальная иммунная контрольная точка»

Emw | CC BY-SA 3.0 | https://commons.wikimedia.org

Различные популяции Т-клеток реагируют на изменения в организме, подавляя опасные вторжения, вызывая или ограничивая иммунноопосредованные патологии. Эффекторные Т-клетки — это Т-киллеры и Т-хелперы; ими управляют регуляторные Т-клетки, определяя мощность и длительность иммунного ответа. Исследователи из Центра комплексного изучения рака университета штата Огайо (США) открыли, что ключевую роль в иммунном ответе играет РНК-связывающий белок PCBP1 (poly(C)-binding protein 1. Он блокирует экспрессию белков, необходимых для превращения эффекторных Т-клеток в регуляторные.

Регуляторные Т-клетки — важная часть иммунной системы, но сами по себе они неспособны убивать раковые клетки, поэтому их перепроизводство мешает эффективной работе противоопухолевого иммунитета. Благодаря этому открытию исследователи узнали, как стабилизировать популяцию эффекторных Т-клеток и помешать подавлению противоракового иммунитета. Для этого исследования исследователи использовали клеточные линии, модели опухолей, диабета и болезни «трансплантат против хозяина» (при которой Т-клетки донора атакуют ткани реципиента трансплантата), а также модельных животных.

Повышенная активность PCBP1 в ткани опухоли мешает Т-киллерам вырабатывать ингибиторные молекулы, выполняющие функцию иммунных контрольных точек, такие как PD-1, TIGIT и VISTA, то есть активирует противоопухолевое действие иммунной системы. С другой стороны, делеция гена Рсbp1 в геноме Т-клеток способствует их дифференцировке в Т-регуляторные. При этом в лимфоцитах, проникающих в раковые новообразования, появляются ингибиторные молекулы, выполняющие функцию иммунных контрольных точек, такие как PD-1, TIGIT и VISTA, и тормозят противоопухолевый иммунный ответ. Делеция этого гена также усиливает реакцию «трансплантат против хозяина». Полнотранскриптомный анализ показал, что PCBP1 в целом ограничивает экспрессию генов, способствующих иммунной толерантности.

Если проблемы с противораковым иммунитетом у пациента вызваны именно низким уровнем экспрессии PCBP1, то блокада иммунных контрольных точек может помочь. Если же этот белок активно экспрессируется, значит, проблема лежит где-то еще, и нужно искать другое лечение.

«Блокада иммунных контрольных точек — революционный метод лечения рака, особенно в случаях меланомы, немелкоклеточного рака легких и рака шеи и головы, — считает первый автор статьи Эфраим Аброква Анса-Аддо. — Но нам нужен способ, чтобы выбирать тех пациентов, которым лечение пойдет на пользу. С этим нам может помочь белок PCBP1».

Таким образом, белок PCBP1 — не только необходимый элемент иммунных механизмов, но также потенциальный маркер, по которому можно предсказать эффективность блокады иммунных контрольных точек.

E.A. Ansa-Addo, et al. // RNA binding protein PCBP1 is an intracellular immune checkpoint for shaping T cell responses in cancer immunity // Science Advances, 2020; DOI: 10.1126/sciadv.aaz3865