Эксперты из Высшего института здоровья Италии предложили объяснения высокой летальности COVID-19 в стране
Предполагаемые причины высокой летальности коронавирусной инфекции, зарегистрированной в Италии: более высокая доля пожилого населения, способ учета летальных исходов и стратегия диагностического тестирования.

Igor Zvencom | Shutterstock.com
Высший институт здоровья Италии собирает информацию обо всех случаях заболевания COVID-19 на территории страны, выявленных по результатам тестов ОТ-ПЦР. Летальность вычисляется как отношение числа умерших людей с положительным результатом теста на SARS-CoV-2 к общему числу пациентов с положительным диагнозом — на 17 марта 2020 года 1625 летальных исходов среди 22512 заболевших, или 7,2%, что значительно выше, чем в Китае (2,3% на 11 февраля 2020 года) и других странах. По данным на 26 марта этот показатель в Италии превысил 10%. Этому может быть несколько объяснений.
Как пишут авторы статьи, к 2019 году 23% населения Италии составляли лица старше 65 лет, то есть той возрастной группы, для которой выше вероятность летального исхода COVID-19. По этому показателю Италия в Европе лидирует. Пациенты в возрасте 70 лет и старше составляли 37,6% случаев заболевания в Италии и только 11.9% в Китае, что могло бы отчасти объяснить более высокую летальность вируса.
Второе возможное объяснение состоит в том, что в Италии погибшими от коронавирусной инфекции считаются пациенты с положительным тестом на SARS-CoV-2 вне зависимости от других ранее имевшихся у человека заболеваний, которые могли привести к летальному исходу. Истории болезни 355 умерших пациентов (средний возраст 79,5 лет) подробно изучили. Из них только трое (0,8%) не имели иных заболеваний, 89 (25,1%) имели одно сопутствующее заболевание, 91 пациент (25,6%) — два, 172 (48,5%) страдали от трех или более заболеваний, помимо коронавирусной инфекции, среди которых были ишемическая болезнь сердца, диабет, онкологические заболевания, мерцательная аритмия или инсульт в анамнезе.
Третьим возможным объяснением могут быть особенности диагностики. По рекомендации министерства здравоохранения Италии после 25 февраля приоритет в лабораторном диагностировании отдавался пациентам с более тяжелыми клиническими симптомами и подозрением на COVID-19, которым требовалась госпитализация. Такая стратегия привела к более высокой доле положительных тестов (21157 из 109170 на 14 марта 2020 года) и увеличению показателя летальности, поскольку пациенты с менее тяжелыми клиническими проявлениями не подвергались тестированию (летальность возросла с 3,1 на 24 февраля до 7,2% на 17 марта 2020 года). С другой стороны, например, в Республике Корея принята стратегия массового тестирования, поэтому люди с более мягким проявлением болезни и те, у кого она протекает бессимптомно, также включаются в статистику, и уровень летальности значительно ниже, чем в Италии (1,0% в сравнении с 7,2%).
Таким образом большая доля пожилых пациентов, сопутствующие заболевания и стратегия диагностики отчасти могут объяснить более высокую летальность COVID-19 в Италии. Однако для лучшего понимания глобальной эпидемиологии COVID-19 необходимы документированные данные не только о первых месяцах пандемии, прозрачная политика тестирования, применявшегося для диагностики в разных странах, и открытость данных о возрасте, поле и клиническом статусе сопутствующих заболеваний у пациентов.
Источник
Graziano Onder, et al. // Case-Fatality Rate and Characteristics of Patients Dying in Relation to COVID-19 in Italy. // JAMA. Published online March 23, 2020. DOI: 10.1001/jama.2020.4683