Энисамиум ингибирует РНК-полимеразу коронавируса in vitro

Британские исследователи установили механизм действия препарата энисамимум, который в январе был одобрен FDA как потенциальное средство для лечения коронавирусной инфекции. Оказалось, что энисамиум и его метаболит ингибируют РНК-полимеразный комплекс коронавируса, а также РНК-полимеразу вируса гриппа A in vitro.

ivandan | Shutterstock.com

Репликация РНК-содержащих вирусов, таких как вирус гриппа A или SARS-CoV-2, требует участия РНК-зависимой РНК-полимеразы — фермента, которого нет у клеток, поэтому он рассматривается как привлекательная мишень для противовирусных препаратов.

В январе 2020 года FDA среди прочих назвало возможным средством против COVID-19 препарат энисамиум, который уже имеет лицензию как средство от гриппа в 11 странах, включая Россию и Украину (известен под торговым наименованием «Амизон»). Считается, что препарат блокирует синтез вирусной РНК, хотя механизм его действия оставался неизвестным.

В новой работе, доступной на bioRxiv, британские исследователи установили, что энисамиум ингибирует работу РНК-полимеразы вируса гриппа A, не влияя при этом на жизнеспособность клеток. Затем они смоделировали синтез РНК РНК-полимеразой вируса гриппа А in vitro в присутствии энисамиума и его предположительного гидросксилированного метаболита — VR14-07. Выяснилось, что VR14-07 оказывает более сильный ингибирующий эффект.

Далее ученые провели аналогичный анализ in vitro для полимеразного комплекса SARS-CoV-2, включающего РНК-зависимую РНК-полимеразу nsp12 и ее кофакторы nsp7 и nsp8. Оказалось, что энисамимум и VR14-07 ингибируют РНК-полимеразный комплекс на стадии удлинения РНК-праймера, понижая эффективность синтеза вирусной РНК более чем в десять раз.

Таким образом, энисамимум, уже одобренный во многих странах для лечения гриппа, можно рассматривать как препарат для лечения COVID-19. Авторы исследования предполагают, что энисамиум может использоваться как средство широкого спектра против различных РНК-содержащих вирусов.

Alexander Walker, et al. // Enisamium is a small molecule inhibitor of the influenza A virus and SARS-CoV-2 RNA polymerases. // bioRxiv, April 21, 2020; DOI: 10.1101/2020.04.21.053017