Финская и эстонская популяции разделились позднее, чем считалось ранее

Анализ древних и современных геномов эстонцев и финнов показал, что в VIII–X веках н. э. произошла волна миграции с севера Эстонии в Финляндию. Это объясняет общие языковые и культурные черты двух популяций.

grigory_bruev | 123rf.com

Международная команда ученых уточнила время разделения финской и эстонской популяций. По новым данным, это произошло не так давно: в VIII–X веках нашей эры.

Ранее считалось, что финны и эстонцы разошлись в первом тысячелетии до нашей эры, когда их общие предки достигли Балтийского региона. Но ряд свидетельств противоречил этой гипотезе, например, крайняя схожесть финского и эстонского языков (оба относятся к прибалтийско-финской подгруппе) и наличие финских поселений в Северо-Восточной Эстонии в XVII–XVIII веках.

Авторы новой работы проанализировали геномы 143 774 современных эстонцев из Биобанка Эстонии, 99 геномов финнов, а также 15 древних геномов (14 из Эстонии и один из Великобритании).

Из-за плохой сохранности ДНК большинство опубликованных на данный момент древних геномов имеют низкое покрытие (до 0,1X) и представлены в гаплоидном виде. Однако авторам удалось секвенировать геномы двух средневековых эстонцев с высоким покрытием (23X, на платформе Illumina NextSeq 500), а затем, анализируя длинные участки, идентичные по происхождению (identical-by-descent, IBD), включить в работу не только геномы современных эстонцев и финнов, но и ранее опубликованные геномы древних эстонцев. Эффективность анализа длинных IBD-фрагментов генома для изучения недавних (в пределах одного тысячелетия) популяционных изменений была показана ранее.

Ученые выявили неожиданно высокий уровень индивидуальной генетической связанности между эстонцами и финнами за последние восемь веков. Это может говорить о волне миграции с севера Эстонии в Финляндию в VIII–X веках нашей эры, до начала роста финской популяции.

«Эта работа — часть более широкого и долгосрочного исследования генетического происхождения финно-угорских популяций. Анализируя древние образцы ДНК, мы сможем напрямую ответить на вопрос о точном времени жизни и расселении наших предков», — комментирует результаты исследования первый автор статьи Томас Кивисилд, популяционный генетик из Лёвенского католического университета (Бельгия).

Kivisild T., et al. Patterns of genetic connectedness between modern and medieval Estonian genomes reveal the origins of a major ancestry component of the Finnish population // The American Journal of Human Genetics, published August 18, 2021; DOI: 10.1016/j.ajhg.2021.07.012