Фолликулярную жидкость можно использовать при диагностике бесплодия

Бразильские ученные показали, что фолликулярная жидкость, окружающая созревающие ооциты, — это недооцененный ресурс при диагностике женского бесплодия. Они собрали фолликулярную жидкость во время забора ооцита у женщин, обратившимся к вспомогательным репродуктивным технологиям. Оказалось, что метаболические профили жидкости у женщин, которым удалось забеременеть, значительно отличались от тех, у кого попытка была неудачной. Различающиеся метаболиты были ассоциированы с клеточным сигналингом, пролиферацией, воспалением, онкогенезом и апоптозом.

Credit:
123rf.com

Бесплодие затрагивает до 15% пар репродуктивного возраста. У женщин бесплодие чаще всего бывает связано с такими заболеваниями, как эндометриоз, или с анатомическими аномалиями фаллопиевых труб, или с маточными факторами. С использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) некоторые женщины с этими состояниями могут забеременеть, а другие нет. Бразильские ученые сравнили метаболические профили фолликулярной жидкости таких женщин в поисках биомаркеров, отличных у этих двух групп. В результате они идентифицировали десять статистически значимых молекул, которые, как они надеются, помогут в диагностике, а затем и в терапии бесплодия.

Фолликулярную жидкость получили у 49 женщин, прибегнувших к ВРТ. Все они были моложе 37 лет, с нормальным весом, без аутоиммунных или диагностированных моногенных заболеваний, изменений в кариотипе или дисфункции яичников. Участниц разделили на группы по предполагаемой причине бесплодия (включая группу с неизвестной причиной). Забеременевших в результате ВРТ женщин выделили в контрольную группу (24 участницы), отделив их от тех, у кого беременность не наступила (25 участниц). Метаболом фолликулярной жидкости изучали с помощью масс-спектрометрии высокого разрешения с ионизацией электрораспылением.

Анализ выявил значительные различия в метаболоме этих двух групп. Среди отличных метаболитов авторы отмечают фосфатидные кислоты (PA), фосфатидилэтаноламины (PE), фосфатидилхолины (PC), фосфатидилинозитол (PI) и глюкозилцерамиды. Они ассоциированы с клеточным сигналингом, пролиферацией, воспалением, онкогенезом, апоптозом. Раньше уже была показана связь этих метаболитов и бесплодия.

В частности, у пациенток с эндометриозом, у которых беременности не наступила, было больше молекул PA (35:6) и PA (37:7), которые раньше рассматривали как потенциальные раковые маркеры. Предыдущие исследования также подтверждают теорию, что PA — биомаркер бесплодия у женщин с эндометриозом. В группе пациенток с маточными факторами выявили шесть молекул — PC, PE и ферменты, вовлеченные в их метаболические пути. Это также потенциальные маркеры рака. У женщин с необъясненным бесплодием на первое место выходит PI, а у пациенток с аномалиями фаллопиевых труб — витамин D3.

Авторы заключают, что фолликулярную жидкость можно использовать для идентификации биомаркеров, которые негативно влияют на способность забеременеть у женщин с эндометриозом, маточными факторами, анатомическими аномалиями фаллопиевых труб и необъясненным бесплодием. По их мнению, фолликулярная жидкость недооценивают как ресурс для диагностики, учитывая, что ее легко собрать во время выделения ооцитов без вреда для пациентки.

Трансплантация матки и ЭКО помогают при «безнадежных» случаях бесплодия

Источник:

Mohamed Ziad Dabaja, et al. Comparative metabolomic profiling of women undergoing in vitro fertilization procedures reveals potential infertility-related biomarkers in follicular fluid // Scientific Reports, 12, 20531 (2022), published Novenber 29, 2022, DOI: 10.1038/s41598-022-24775-5

Добавить в избранное