Гавайцы с полинезийскими корнями чаще болеют диабетом

Ученые из США и Самоа изучили геномы 3 940 гавайцев и выяснили, что полинезийский компонент связан с повышенным риском болезней сердца и диабета 2 типа у коренных жителей островов.

Deborah Kolb | 123rf.com

Эпидемиологические исследования показали, что коренное население Гавайев имеет более высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения и диабета 2 типа по сравнению с людьми другого происхождения, проживающими на островах. В работе, опубликованной в PLOS Genetics, представлены результаты первого крупномасштабного генетического исследования коренных гавайцев, в ходе которого были выявлены наследственные факторы риска.

«Коренные жители Гавайев действительно были недостаточно изучены с генетической точки зрения, — говорит один из авторов исследования Чарльстон Чианг, доцент кафедры профилактической медицины в Медицинской школе Кека Университета Южной Калифорнии. — Особенности здоровья — основное направление исследований в Университете в целом, и моя команда сосредоточена на изучении генетической составляющей риска заболеваний среди географически разнообразных групп населения».

Ученые проанализировали 3 940 геномов людей из многонациональной когорты, идентифицирующих себя как коренные жители Гавайев, выделив специфический компонент родословной (вероятно, доставшийся от полинезийских предков). У 178 индивидов доля полинезийской составляющей в геноме превышала 90%. На основе их геномов ученые составили референсную панель, проанализировали с ее помощью остальные 3 762 геномов и проверили связь полинезийского происхождения с состоянием здоровья.

Каждые 10% полинезийского компонента увеличивали риск сердечной недостаточности в среднем на 11%, диабета 2 типа — на 8,6%, а ИМТ — на 0,35 единиц.

Используя картирование примесей, исследователи обнаружили на хромосоме 6 область, ассоциированную с диабетом 2 типа, и два генных варианта в ней. Один из них, rs370140172, чаще встречался у коренных гавайцев (распространенность 11,2%), тогда как в континентальных популяциях его распространенность составляет менее 1% либо он отсутствует.

Ученые делают вывод, что полинезийское происхождение действительно связано с более высоким риском ожирения, диабета 2 типа и сердечно-сосудистых патологий. Однако генетика не обязательно играет главную роль в развитии этих заболеваний. Социально-экономические, экологические, культурные факторы и образ жизни, также связанные с происхождением, вносят свой, возможно, более значительный вклад.

«Например, коренные жители Гавайев были адаптированы к традиционной диете, а введение западной диеты привело ко всем видам проблем со здоровьем, — комментирует Чарльстон Чианг. — Скорее всего, происходит взаимодействие между их генетикой и окружающей средой».

Тем не менее, понимание генетической предрасположенности в дополнение к негенетическим факторам риска дает больше возможностей прояснить основные причины и механизмы патогенеза и начать борьбу с ними.

Sun H., et al. // The impact of global and local Polynesian genetic ancestry on complex traits in Native Hawaiians. // PLOS Genetics, first published February 11, 2021; DOI: 10.1371/journal.pgen.1009273