Генетическая история Балкан — от Римской империи до славян

Проанализировав древние геномы, международная группа ученых реконструировала динамику генофонда Балканского полуострова. Его сформировали в разные времена генетический поток из Анатолии, вторжения германских племен и степных кочевников и, наконец, миграция славян. Последняя привела к распространению славянских языков и оставила долговременный след в генофонде.  

Изображение:
Римский акведук, доставляющий воду в Виминациум.

Credit:
Carles Lalueza-Foz | Пресс-релиз

Генетическая история Балканского полуострова реконструирована в междисциплинарном исследовании международной командой ученых, включая исследователей из Испании, Сербии, Канады и США. В ходе работы были проанализированы 146 останков из 20 различных мест. Более трети балканских образцов происходили из Виминациума в Сербии, где находился древнеримский военный лагерь, основанный в I веке н.э.

С I по VI век н.э. Балканский полуостров входил в состав Римской империи и находился под управлением Константинополя, столицы Византии. В это время область среднего течения Дуная была фактической границей империи, как торговой, так и военной. На Балканы вторгались многочисленные племена: готов, гуннов, аваров, лангобардов. Историю этого региона можно разделить на периоды расцвета империи (1–250 года н.э.), поздней империи (250–550 года н.э.) и постимперский период (550–1000 года н.э.).

Извлеченную из костей ДНК авторы проанализировали на панели 1240k, включающей 1,23 млн SNP, или на панели Twist, включающей 1,43 млн SNP. Отфильтровав образцы с недостаточным числом SNP и добавив некоторые изученные ранее, получили в общей сложности геномные данные 138 индивидов с Балкан, охватившие период 1–1000 года н.э. Исследователи использовали метод главных компонент и моделирование геномов из предковых компонентов по методу qpAdm.

Анализ образцов раннего периода (1–250 года н.э.) показал, что почти половина индивидов является прямыми потомками населения Балкан железного века, у них же часто встречается местная Y-гаплогруппа E-V13. При этом останки были найдены в римских городах. Это доказывает высокую степень интеграции локальных балканских популяций в общество Римской империи. У трети индивидов обнаружен высокий генетический вклад популяций западной Анатолии, то есть Византии. В этот же период сильный демографический сдвиг к Анатолии отмечается и в самом Риме. Новые же данные показывают, что этот сдвиг охватил не только центр Римской империи, но и ее периферию на Балканах. Генетический вклад популяций Анатолии проявился в большей степени по мужской линии. Удивительно, что в балканских образцах практически не обнаружено генетического вклада с Апеннинского полуострова, то есть из Рима, как и Y-гаплогруппы R1b-U152, наиболее распространенной там в бронзовом и железном веках.

«В течение имперского периода мы отмечаем генетический поток из Анатолии на Балканы и практически не находим потомков популяций из Италии, — говорит Иниго Олальде, первый автор статьи и представитель Гарвардского университета. — Анатолийцы интенсивно интегрировались в местное общество. В Виминациуме мы нашли богато украшенный саркофаг, в котором покоились мужчина местного происхождения и женщина анатолийского происхождения».

В то же время три балканских индивида, живших во II–III веках н.э., произошли из Африки, это говорит о том, что случались и миграции на очень дальние расстояния. Интересно, что один из них — 16-летний юноша из Восточной Африки — был похоронен с масляной лампой, украшенной рисунком орла, символизирующего Юпитера, редкая находка для захоронений Виминациума.

«Мы не знаем, был ли он солдатом, рабом или торговцем, но генетический и изотопный анализы говорят, что его детство прошло в регионе близ современного Судана, за пределами Римской империи, а затем он совершил долгое путешествие и окончил свою жизнь в Виминациуме, на северной границе империи», — говорит Карлос Лалуэца-Фокс, директор Музея естественной истории в Барселоне.

В образцах среднего периода (250–550 года н.э.) исследователи обнаружили ярко выраженный генетический вклад, состоящий из компонентов Центральной/Северной Европы и причерноморско-казахских степей. Причем, поскольку североевропейский и степной компоненты у некоторых индивидов сочетались вместе, авторы предполагают, что межэтническое взаимодействие случилось еще до вторжения на Балканы. Характерно также, что это вторжение происходило задолго до распада Римской империи.

К 700 году н.э. европейско-степной генетический поток иссякает, но появляется новый генетический компонент. На графике главных компонент образцы этого периода сдвигаются по направлению к восточным славянам. Авторы связывают это с начавшейся миграцией славянских племен на Балканы, что привело к распространению в регионе славянских языков. Славянский генетический поток был растянут по времени на несколько поколений и охватывал как мужчин, так и женщин.

Поскольку сегодня славяне составляют большую часть населения Балканского полуострова, с их появлением связана наиболее интригующая часть истории региона. Некоторые вопросы до сих пор остаются открытыми. Так, непонятно, откуда пришли славяне и когда именно. Поскольку в изученных образцах имеется временная брешь от 500 до 700 годов н.э., нельзя точно определить время их прибытия. Широко обсуждается то, каким образом происходила славянизация региона — было ли это вторжение или постепенная инфильтрация, до какой степени славяне повлияли на демографию.

«Предметом дебатов является вопрос о том, насколько те миграции, которые распространили славянский язык, оказали влияние на демографию, было ли это только культурное влияние или генетическое, — объясняет палеогенетик Дэвид Райх из Гарвардского университета, ведущий автор статьи. — Однако мы видим, что более половины генофонда современных жителей Балкан происходит от славянских миграций, причем около трети — даже в странах неславянских языков, например, в Греции».

В рамках работы ученые исследовали геномы современных сербов, хорватов, болгар и румын, используя qpAdm модель, и выяснили, что они моделируются так же, как и геномы древних балканских индивидов после 900 года н.э. Это говорит о генетической непрерывности в регионе на протяжении более 1000 лет. На севере Балкан генетическое влияние славян максимально (50–60 % генома в Сербии), на юге снижается (30–40% в Греции и 20% — на островах).

Палеогенетики изучили генетическую историю европейских охотников-собирателей

Источники:

Iñigo Olalde, et al. A genetic history of the Balkans from Roman frontier to Slavic migrations // Cell 186, 5472–5485, December 7, 2023 DOI: 10.1016/j.cell.2023.10.018

Цитаты про пресс-релизам:

https://www.eurekalert.org/news-releases/1010466

https://www.eurekalert.org/news-releases/1009713

https://www.eurekalert.org/news-releases/1009679
Добавить в избранное