Генетика алкогольной зависимости и антисоциального поведения

Анализ геномов 1,5 млн людей выявил 579 генных локусов, связанных с семью фенотипами, которые характеризуют различные формы нежелательного или опасного для самой личности поведения.

Расстройства поведения, связанные с самоконтролем, такие как антисоциальное поведение или гиперактивность, объединяют термином «экстернализированное поведение» (ЭП). Такое поведение часто может быть связано с негативными последствиями, такими как употребление опиоидов и суицид.

Ученые из США и Нидерландов опубликовали в Nature Neuroscience обширное исследование, в котором проанализировали геномы 1,5 млн человек европеоидной расы. Они объединили результаты нескольких полногеномных исследований ассоциаций (GWAS) с большим количеством образцов, используя метод геномного моделирования структурными уравнениями (Genomic Structural Equation Modeling, SEM) — подход, совмещающий в себе несколько статистических методов (более подробно он рассмотрен, например, здесь, в разделе «Статистический анализ»).

Авторы выявили 579 генетических локусов, связанных с ЭП. Всего было выделено семь фенотипов: синдром дефицита внимания/гиперактивности, алкогольная зависимость, продолжительное употребление каннабиса, возраст первого полового акта, количество половых партнеров, общая склонность к риску и возраст, в котором человек начал курить, если он курит. Проведя еще три статистических теста (квазирепликационный анализ), авторы подтвердили, что большинство обнаруженных локусов хорошо отражают самые актуальные фенотипы — алкогольную зависимость и антисоциальное поведение.

На основе этих данных была создана шкала генетического риска. По ней в соответствии с наличием или отсутствием одного из вариантов генетических локусов можно судить о предрасположенности человека к ЭП. Шкала также отражает корреляцию ЭП с рядом поведенческих, медицинских и социальных особенностей, включая уровень образования, ожирение, расстройство, связанное с употреблением опиоидов, суицид, ВИЧ-инфекцию, наличие судимости и безработицу.

Авторы отмечают, что нет конкретных генов, ответственных за один из вышеперечисленных параметров. Однако генетические особенности влияют на то, как устроен наш мозг. Например, некоторые гены обуславливают уровень импульсивности и самоконтроля, что может влиять на решения, которые принимает человек.

Таким образом, сложно провести границу между исследованиями генетических причин заболеваний и социальных или поведенческих особенностей. Однако авторы напоминают, что современные генетические исследования, в том числе полигенные оценки риска ЭП, пытаются использовать расисты, ищущие доказательства природного превосходства белой расы. С другой стороны, опасно и отрицать тот факт, что индивидуальные генетические характеристики действительно могут способствовать экстернализации. «Учитывая ужасающее наследие евгеники, продолжающуюся реальность расизма в медицине и правосудии, важность борьбы со стигматизации психических расстройств, научные результаты, о которых мы сообщаем здесь (и которые по техническим причинам ограничены людьми европейского происхождения) следует интерпретировать с большой осторожностью. Наши результаты не являются свидетельством того, что некоторые люди генетически предопределены к определенным жизненным исходам или “врожденно“ антисоциальны. Генетические различия вероятностно связаны с психиатрическими, медицинскими и социальными последствиями, отчасти через механизмы окружающей среды, которые могут различаться в зависимости от исторического, политического и экономического контекста».

Среди найденных 579 локусов 121 ранее не был выявлен как важный ни для одного из рассматриваемых семи фенотипов. Авторы показали, что большинство локусов экспрессируются в головном мозге и находятся в генах, ответственных за ранние этапы формирования нервной системы.

Richard Karlsson Linnér et al. Multivariate analysis of 1.5 million people identifies genetic associations with traits related to self-regulation and addiction // Nature Neuroscience (2021). DOI: 10.1038/s41593-021-00908-3