Генетика дополнила историю вылова салаки в Балтике

Норвежские ученые и коллабораторы использовали полногеномные исследования, чтобы описать популяционную историю балтийской сельди от раннего средневековья. Анализ древних образцов показал, что уже во времена викингов рыбой торговали с другими странами, находящимися на больших расстояниях.

Credit:
123rf.com

Салака (балтийский подвид атлантической сельди) сыграла ключевую роль в развитии европейских сообществ в средние века. Расширение городов и распространение практики религиозных постов привели к повышению спроса на рыбу. На фоне возросших запросов салака стала одной из самых популярных рыб благодаря легкости ее поимки, большой численности и возможности консервации, что позволяло продавать балтийскую рыбу по всей Европе вплоть до Италии.

Наиболее активно вылов салаки производился в регионе Эресунна (здесь в широком смысле — группа проливов между Данией, Германией и Швецией) с 13 по 16 века. Предполагается, что на пике добычи в Эресунне вылавливали до 50 000 тонн рыбы в год. Для сравнения, в настоящее время в данном регионе добывается всего 10 000–20 000 тонн в год.

Кроме снижения объемов произошла также смена целевой популяции — средневековые рыбаки ловили почти исключительно осеннюю (т.е. вылупляющуюся осенью) сельдь, отличающуюся более крупными размерами. В настоящее время популяции осенней сельди слишком малочисленны, чтобы оправдать ее вылов, поэтому современные рыбаки добывают более мелкую весеннюю сельдь. При этом точные даты популяционного «перелома» и роль Эресуннских рыболовов в нем до сих пор оставались неизвестными. Новое полногеномное исследование показывает, что активный вылов в средневековье хоть и оказал влияние на численность сельди, но не послужил причиной такой резкой смены доминантной популяции, а также открывает новые подробности древней торговли рыбой.

Первым делом ученые определили современную популяционную структуру атлантической сельди при помощи анализа десяти миллионов SNP у 68 особей современной сельди. Полученные результаты четко разделяют атлантическую и балтийскую сельдь, а также весенние и осенние популяции. Балтийская сельдь также разделяется на популяции западной Балтики, центральной Балтики и заливов. Данное деление соответствует адаптациям к изменяющемуся уровню солености, наблюдаемом при движении от океана вглубь Балтики.

Для изучения древних популяций ученые проанализировали 40 образцов, полученных из семи разных раскопок в Польше, Дании и Эстонии. Все образцы были идентифицированы как осенняя сельдь. Балтийская и атлантическая осенние сельди отличаются друг от друга по наличию или отсутствию инверсии участка 12 хромосомы, что облегчило дальнейшую идентификацию древних образцов. Для всех образцов, кроме двух, удалось также определить принадлежность к конкретному региону Балтики. Примечательно, что особи, относящиеся к Эресуннскому региону, были обнаружены на побережье Польши в раскопках, датирующихся между 800 и 850 годами нашей эры. Эти результаты свидетельствуют о существовании торговли рыбой на большие расстояния уже во времена викингов.

Ученые также восстановили динамику эффективного размера популяций для каждой из четырех изученных балтийских популяций. Анализ показал, что хотя массовый вылов в Эресунне в средневековье оказал заметное влияние на численность сельди, он не стал причиной смены преобладающей популяции на весеннюю сельдь. Данный популяционный «переворот» произошел в результате резких изменений численности в последние 100–150 лет.

Источник:

Lane M. Atmore, et al. Population dynamics of Baltic herring since the VikingAge revealed by ancient DNA and genomics // Proceedings of the National Academy of Sciences, 119 (45) e2208703119, published October 25, 2022. DOI: 10.1073/pnas.2208703119

Добавить в избранное