Генетики показали смешанное африканско-азиатское происхождение суахили

Анализ древних геномов суахили говорит о том, что по материнским линиям представители этого народа имеют африканское происхождение, а отцовские линии происходят из Азии, главным образом из Ирана. Это соответствует информации из средневековых арабских хроник.

Керамика с острова Килва, Танзания, около 1000–1500 год н.э. Британский музей

CC0 | wikimedia.org

Суахили, африканский народ, говорящий на языке группы банту, сегодня живет в Танзании, Кении, на севере Мозамбика и на юге Сомали, на Мадагаскаре и на нескольких архипелагах Индийского океана. На побережье Индийского океана остались руины многочисленных средневековых городов, в которых суахили торговали с мореплавателями из Южной Азии слоновой костью и другими африканскими товарами. Суахили одними из первых в Африке стали практиковать ислам, о чем говорят мечети в этих городах.

Тест, известный как Хроника Килва, был записан в XVII веке и основан на более древней устной традиции; он описывает происхождение города-государства Килва и генеалогию правителей одноименного султаната, расположенного на побережье. Согласно Хронике Килва, семь персидских принцев приплыли туда из Шираза, спасаясь от преследования, и основали династию, которая правила суахили в течение нескольких веков. Для ученых же долгое время был неясен вопрос, кто на самом деле основал средневековую цивилизацию суахили, можно ли верить древнему источнику?

Происхождение суахили впервые изучила команда генетиков из Гарвардского университета (один из руководителей работы — авторитетный палеогенетик Дэвид Райх), Университета Райса в Хьюстоне, Университета науки и технологий в Кении и других научных организаций США, Канады и некоторых стран Африки. Результаты опубликованы в журнале Nature.

Специалисты выделили древнюю ДНК из останков 80 индивидов, найденных в захоронениях шести средневековых городов суахили на территории Кении и Танзании, с датировками от 12500 до 1800 лет н.э. Среди ни преобладали представители средневековой мусульманской элиты, судя по археологическим особенностям захоронений. Исходя из качества ДНК, для полногеномного анализа отобрали 54 генома. На сегодня это самое крупное исследование древних геномов из Африки. Полученные данные проанализировали вместе с геномами 93 современных представителей суахили, а также ранее опубликованными геномами древнего и современного населения Евразии и Африки.

Хусуни Кубва, одно из мест недалеко от побережья, где производились раскопки

Построенный график анализа главных компонент (подробнее о методе на PCR.NEWS) показал, что геномы суахили располагаются между древними и современными африканскими геномами, с одной стороны, и геномами современных иранцев и индийцев, с другой стороны. При моделировании методом qpAdm подошла модель происхождения суахили из трех источников: древних африканских популяций, иранцев (персов) и популяций Индии. В спектре азиатских компонентов 80–90% приходилось на иранский.

Далее ученые подсчитали, какова пропорция африканских и азиатских компонентов в мужской и женской линиях наследования суахили. Для этого они сравнили их в аутосомах, Х-хромосоме, Y-хромосоме и мтДНК. По мтДНК получилось, что 59 из 62 индивидов несут гаплогруппу L, которая сегодня распространена исключительно в Африке южнее Сахары. Это говорит о том, что по материнской линии у суахили почти полностью африканское происхождение. Что касается Y-хромосомы, то у подавляющего большинства мужчин она принадлежала к гаплогруппе J, встречались также G2 и R1a, все они неафриканские, а J2 и G2 характерны для Юго-Западной Азии. Генетическая история по Х-хромосоме также оказалась в большей степени африканской. Все указывает на то, что по женским линиям наследования суахили имеют африканские корни, а по мужским — азиатские, в основном персидские (Иран).

Осталось вычислить время генетического смешения африканских и азиатских компонентов; ученые получили интервал от 795 до 1085 лет н.э. Они предполагают, что около 1000 лет н.э. на побережье Индийского океана поселись мужчины персидского и индийского происхождения, которые брали в жен женщин из Африки. Это согласуется с Хроникой Килва, в которой описано прибытие персов на побережье суахили и их взаимодействие с местными жителями. О том же говорят и археологические данные, которые фиксируют изменения в материальной культуре, происходившие в это время. Взаимодействие с персами отразилось и в языке суахили, в котором насчитывается около 3% персидских заимствований. В это же время суахили принимают ислам.

Как говорит профессор Стефани Уинн-Джонс, соавтор исследования из Университета Йорка: «У нас были предположения, что культурные изменения у суахили были связны с принятием ислама, и новые данные дают этому генетическое обоснование. Мореплаватели из Персии совершали торговые плавания вдоль африканского побережья. ДНК из захоронений суахили показывает, что персидские мужчины образовывали семьи с африканскими женщинами».

Таким образом, генетики подтвердили гипотезу смешанного африканско-азиатского происхождения суахили и обосновали представления древних хроник о прибытии персов на африканское побережье около 1000 лет н.э. Тем не менее суахили сохранили свой язык и основы материальной культуры. В последующий период (от 1000 до 1500 лет н.э.) в геномах суахили снижается доля иранского компонента и появляется арабский компонент. Это указывает на развитие интенсивных контактов с населением Аравийского полуострова. Индийский генетический след у суахили был обнаружен также впервые.

Анализ геномов 93 современных людей, которые идентифицируют себя как суахили, показал, что они находятся в относительно небольшом родстве со средневековыми суахили: их вклад составляет всего 11% в современном геноме, а 84% приходится на компонент африканского народа банту.

Древние геномы из Камеруна и африканская история человечества