Генная терапия показала эффективность против гемофилии B

Британские и американские ученые совместно с сотрудниками Freeline Therapeutics провели фазу 1–2 КИ препарата FLT180a для пациентов с гемофилией B. Он представляет собой аденоассоциированный вирусный вектор, который несет фактор свертывания крови IX. Перед генной терапией участники получали иммуносупрессоры. Спустя 26 недель у девяти человек из десяти уровень фактора IX вырос, у пяти — пришел в норму. Никто не покинул КИ из-за побочных эффектов, однако такие эффекты регистрировались, в том числе серьезные.

Credit:
123rf.com

Гемофилия B — редкое наследственное заболевание, для которого характерен недостаток фактора свертывания крови IX (FIX). Ген, кодирующий FIX, расположен на хромосоме X, так что от гемофилии B страдают в основном мужчины. В настоящее время пациенты с этим заболеванием получают еженедельные инъекции рекомбинантного FIX для предотвращения кровотечений, но такое лечение сопряжено со значительными побочными эффектами. Продолжаются поиски альтернативной терапии гемофилии B

В новом исследовании, опубликованном в New England Journal of Medicine, британские и американские ученые совместно с сотрудниками биотехнологической компании Freeline Therapeutics представили результаты фазы 1–2 клинического испытания генной терапии для лечения гемофилии B. В состав препарата — FLT180a — входит аденоассоциированный вирусный вектор, который несет FIX. Искусственный капсид был сконструирован таким образом, чтобы трансдуцировать как можно больше клеток печени. Также использовался вариант FIX с мутацией R338L, что увеличивало его специфичную активность приблизительно в восемь раз по сравнению с фактором дикого типа.

В клиническом испытании приняли участие десять мужчин старше 18 лет с уровнем FIX не более 2% от нормы. Перед введением FLT180a участники получали терапию, подавляющую их иммунитет, в течение нескольких недель или месяцев. После этого генная терапия вводилась однократно в дозировке 3,84×1011, 6,40×1011, 8,32×1011 или 1,28×1012 векторных геномов на килограмм массы тела. За состоянием участников наблюдали в течение 26 недель.

В первую очередь оценивалась безопасность терапии. Никто из участников не прекратил терапию досрочно из-за побочных эффектов. Смертей также зарегистрировано не было. В 10% случаев побочные эффекты отнесли к воздействию FLT180a, а в 24% случаев — к иммуносупрессорам. В первую группу побочных эффектов входили рост уровня аланинаминотрансфераза, спазмы и боль в мышцах, миалгия, диспепсия, тромбоз.

Также авторы оценили эффективность терапии. У девяти человек из десяти уровень FIX вырос в зависимости от дозы, а склонность к кровотечениям уменьшилась. Им больше не нужна была терапия рекомбинантным FIX. Спустя 26 недель у пяти участников уровень FIX был в пределах нормы (51–78%), у трех уровень был низким, но выше, чем изначально (23–43%), а у одного участника, получившего самую высокую дозу, уровень FIX достигал 260%.

Таким образом, с помощью генной терапии можно достичь нормального уровня FIX у пациентов с гемофилией B. Тем не менее в клиническом испытании были выявлены случаи, когда иммунный ответ на терапию может проявиться через некоторое время после генной терапии, часто при отмене иммуносупрессоров. Авторы подчеркивают необходимость в мониторинге уровня аланинаминотрансферазы. Клинические испытания продолжаются.

О генной терапии гемофилии A читайте на PCR.NEWS.

Источник:

Pratima Chowdary, et al. Phase 1–2 Trial of AAVS3 Gene Therapy in Patients with Hemophilia B // NEJM (2022); 387:237-247, published July 21, 2022, DOI: 10.1056/NEJMoa2119913

Добавить в избранное