Гликопротеин эболавируса поможет в борьбе с опухолью мозга

Химерный вирус везикулярного стоматита, несущий муцинподобный домен гликопротеина вируса Эбола, обладает онколитическим действием и в мышиных моделях поражает клетки глиомы, не затрагивая прилегающих здоровых тканей мозга.

Культура клеток человеческой глиобластомы с добавлением онколитического вируса. Инфицированные клетки становятся черными.

Источник: пресс-релиз

Живая аттенуированная вакцина, состоящая из рекомбинантного вируса везикулярного стоматита с гликопротеином вируса Эбола (VSV-EBOV), доказала свою эффективность и безопасность во время вспышек инфекции в 2013–2016 годах в Западной Африке и в 2018 году в Демократической Республике Конго.

Ранее было показано, что химерный вирус VSV-EBOV безопасен при введении в мозг низшим приматам. Также известно, что муцинподобный домен гликопротеина эболавируса (MLD) защищает вирус от адаптивного иммунного ответа. В новой работе ученые из США проверили, можно ли использовать химерный вирус VSV-EBOV, содержащий MLD, для специфичной атаки опухолей мозга.

Авторы сравнили безопасность и эффективность трех конструкций: VSV-EBOV, содержащей MLD, и двух вариантов VSV-EBOV без MLD (VSV-EBOVΔMLD), различающихся происхождением генов VSV.

Сначала ученые оценили способность химерных вирусов выборочно поражать раковые клетки, используя культуру нормальных человеческих первичных меланоцитов и культуру YUMAC меланомы человека. Оказалось, что раковые клетки инфицируются с большей частотой, чем нормальные. Далее сравнили рекомбинантные вирусы и VSV дикого типа по способности заражать нормальные клетки мышиной глии и клетки мышиной глиомы. Нормальные клетки были гораздо более устойчивы к заражению рекомбинантными вирусами. Опыты на клетках нормальной глии и глиомы человека также показали, что уровень инфицирования нормальных клеток химерными вирусами гораздо ниже, чем у клеток опухолевой линии.

Для оценки токсичности рекомбинантных вирусов их вводили в полосатое тело иммунокомпетентных мышей. Мыши выжили и даже не потеряли в весе. Способность вирусов поражать клетки глиомы in vivo была продемонстрирована на ксенографтной мышиной модели. На седьмой день после заражения вирусы достигали опухоли и уменьшали ее массу по сравнению с контролем, при этом инфекция практически не обнаруживалась в окружающих здоровых клетках. Лучшая выживаемость была у мышей, зараженных рекомбинантным вирусом VSV-EBOV, однако умирали и они скорее всего из-за того, что не все клетки глиомы были инфицированы. На мышах с тяжелым комбинированным иммунодефицитом было показано, что вирусы VSV-EBOVΔMLD в гораздо большей степени поражали здоровые нейроны и глию, чем VSV-EBOV.

В целом, модельные исследования показали безопасность и эффективность использования VSV-EBOV для борьбы с опухолями мозга, однако его терапевтический потенциал требует дальнейшей проверки на приматах и людях с нормальным иммунным ответом.

Один из авторов статьи, Энтони ван ден Пол, комментирует: «По иронии судьбы, один из самых смертоносных вирусов в мире может помочь вылечить один из самых смертоносных видов рака».

Zhang, X., et al. // Mucin-like domain of Ebola virus glycoprotein enhances selective oncolytic actions against brain tumors. // Journal of Virology, published online February 12, 2020; DOI: 10.1128/JVI.01967-19