Иммунная система убивает зараженные коронавирусом клетки даже у бессимптомных инфицированных

Ученые из Франции исследовали антитела в сыворотке крови инфицированных SARS-CoV-2 с симптомами и без. Как у симптоматических, так и у бессимптомных пациентов были обнаружены и нейтрализующие антитела, и антитела, активирующие механизмы цитотоксичности — NK-клетки и систему комплемента.

Virus & Immunity Unit, Institut Pasteur

Почти у половины инфицированных SARS-CoV-2 симптомы отсутствуют. Иммунный ответ при бессимптомных формах COVID-19, в том числе функции антител, остается плохо изученным. Этот пробел восполнили команды из Института Пастера, CNRS и Института исследований вакцин (Франция).

Антитела к различным участкам вируса задействуют разные механизмы защиты. Нейтрализующие антитела к шиповидному белку напрямую препятствуют взаимодействию вируса с клеточным рецептором. Другие антитела не предотвращают связывание вируса с клеткой, но это не значит, что они бесполезны. Они могут активировать антителозависимую клеточную цитотоксичность (АЗКЦ) — при этом ненейтрализующие антитела связываются своим Fc-регионом со специфическими Fc-рецепторами на поверхности NK-клеток, или комплементзависимую цитотоксичность, опосредованную антителами (АОКЗЦ). Эти виды активности называют Fc-зависимыми. Их невозможно прогнозировать, исходя из способности антител связываться с вирусными белками или препятствовать проникновению вируса в клетку, для них нужны особые тесты.

Чтобы измерить активацию системы комплемента антителами переболевших, французские исследователи инкубировали клетки в культуре, инфицированные коронавирусом, с сывороткой пациентов, затем окрашивали в клетках вирусный S-белок и белки комплемента C3b/iC3b. В одном из вариантов эксперимента использовали линию клеток U2OS-ACE2-GFPsplit, или S-Fuse, которые при инфекции SARS-CoV-2, образуют синцитии (слившиеся клетки), экспрессирующие зеленый флуоресцентный белок: это позволяет визуально оценить уровень заражения.

На клетках S-Fuse также исследовали антителозависимую цитотоксичность: с клетками S-Fuse, зараженными коронавирусом, и сывороткой пациентов инкубировали NK-клетки. С помощью видеомикроскопии ученые показали, что NK-клетки в присутствии антител к SARS-CoV-2 контактируют с инфицированными клетками и убивают их.

В зеленый цвет окрашены клетки, инфицированные коронавирусом, культивируемые в присутствии антител. NK-клетка (белая стрелка) контактируют с зараженной клеткой и убивает ее. Credit: Virus & Immunity Unit, Institut Pasteur

Антитела к S-белку у пациентов без симптомов и с мягкой симптоматикой исследовали с помощью анализа S-Flow, ранее разработанного в Институте Пастера. Этот анализ, в отличие от обычного ИФА, проводится с белком S в его естественной конформации — на поверхности клеток, методом проточной цитометрии.

Уровни всех антител оказались более низкими у бессимптомных пациентов. Нейтрализующая активность, АЗКЦ и АОКЗЦ были также понижены, однако незначительно. Антитела IgG к S-белку присутствовали как у симптоматических, так и у бессимптомных пациентов, частота клеток с IgA и IgM у бессимптомных оказалась ниже, но также незначительно.

Таким образом, у бессимптомных людей также есть многофункциональные антитела против SARS-CoV-2, и их защитный иммунитет, связанный с цитотоксичностью, ненамного слабее, чем у пациентов с умеренно тяжелыми формами COVID-19.

Dufloo, J., et al. // Asymptomatic and symptomatic SARS-CoV-2 infections elicit polyfunctional antibodies. // Cell Reports Medicine (2021), DOI: 10.1016/j.xcrm.2021.100275.