Ингибиторы клеточных протеаз подавляют размножение коронавируса

Ученые из США и Германии показали, что SARS-CoV-2 для проникновения в клетку использует две сериновые протеазы хозяина: TMPRSS2 и фурин. Эти ферменты вносят два разреза в S-белок вируса.

Для проникновения SARS-CoV-2 в клетки необходимо, чтобы его поверхностный гликопротеин S был разрезан клеточными протеазами. Одна из таких протеаз — трансмембранный фермент TMPRSS2. Однако, как показали исследования немецких ученых, проведенные на культуре клеток человеческого эпителия воздушных путей, помимо TMPRSS2 вирусу нужна еще одна клеточная протеаза — фурин.

Фурин и TMPRSS2 вносят разрывы в разные участки S-белка, и оба разрыва критически важны для способности вируса проникать в клетку. Нокдаун TMPRSS2 с помощью антисмысловой РНК предотвращал размножение SARS-CoV-2 культуре клеток. Кроме того, размножение вируса подавлялось под действием двух ингибиторов TMPRSS2 (MI-432 и MI-1900) и апротинина — ингибитора сериновых протеаз широкого спектра. Репликацию вируса также подавлял ингибитор фурина, известный как MI-1851. Более того, одновременное действие ингибиторов TMPRSS2 совместно с MI-1851 давало более выраженный противовирусный эффект, чем действие эквимолярного количества каждого из исследованных ингибиторов TMPRSS2 без MI-1851.

Ученые считают, что TMPRSS2 и фурин — перспективные мишени для терапии COVID-19, и применение их ингибиторов, по отдельности или в комбинации, стоит рассмотреть как способ лечения заболевания.

Dorothea Bestle, et al. // TMPRSS2 and furin are both essential for proteolytic activation and spread of SARS-CoV-2 in human airway epithelial cells and provide promising drug targets. // bioRxiv, April 15, 2020; DOI: 10.1101/2020.04.15.042085