Из соматических клеток кожи вымирающего белого носорога получили предшественники гамет

Ученые из международного консорциума BioRescue путем контролируемого культивирования плюрипотентных стволовых клеток, полученных ранее из фибробластов кожи северного белого носорога, создали первичные половые клетки. Следующий шаг команды BioRescue — превратить протогаметы в жизнеспособные яйцеклетки и сперматозоиды.

Фату и Наджин в заповеднике Ол Педжета (Кения).

Jan Stejskal, Safari Park Dvůr Králové | Пресс-релиз

Северный белый носорог — подвид носорога, который считается исчезнувшим в дикой природе. Две последних особи этого подвида живут в заповеднике Ол Педжета в Кении, и обе они являются самками. Последний самец, Судан, умер в 2018 году. Северные белые носороги уже не способны к размножению естественным путем, но исследователи из консорциума BioRescue продолжают искать методы восстановления почти вымершей популяции животных.

Международный консорциум BioRescue под руководством Института исследований зоопарка и дикой природы им. Лейбница и при участии Центра молекулярной медицины Макса Дельбрюка в 2019 году получил целевое финансирование от Федерального министерства образования и научных исследований Германии и поддержку правительства Кении для сохранения находящего под угрозой полного исчезновения северного белого носорога. Если эксперименты по спасению этого подвида закончатся успехом, то разработанная репродуктивная технология может быть использована и для сохранения других исчезающих видов.

Ученые из BioRescue применяют две стратегии: получение жизнеспособных гамет из соматических клеток умерших северных белых носорогов и оплодотворение яйцеклеток двух последних самок сперматозоидами, собранными у четырех уже умерших самцов, которые затем будут вынашивать самки близкого подвида — южного белого носорога. Авторы исследования, опубликованного в журнале Science Advances, пошли по первому пути и успешно культивировали первичные зародышевые клетки из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (ИПСК).

ИПСК в наивной стадии из фибробластов кожи белого носорога команда BioRescue получила ранее. Линии ИПСК были созданы из образца кожи, взятого у Набире, самки белого носорога, которая жила в чешском зоопарке и умерла в 2015 году.

Плюрипотентные стволовые клетки — мощный современный инструмент для биомедицинских исследований, но получение яйцеклеток или сперматозоидов из стволовых клеток является крайне сложной задачей. Модифицированные гаметы чаще всего оказываются менее жизнеспособными, чем клетки животного-хозяина, поэтому проигрывают им в конкуренции при оплодотворении. Соавтор проекта по получению первичных зародышевых клеток из ИПСК профессор Кацухико Хаяши с коллегами в 2016 году уже успешно реализовал этот процесс на мышах. Полученные первичные половые клетки мыши были полностью функциональными и развиваясь в фертильные яйцеклетки или сперматозоиды после трансплантации в яичники и тестикулы соответственно. Но перенос технологии на гораздо более крупный вид животных — серьезный вызов.

Гаметогенез in vitro начался с культивирования эмбриональных стволовых клеток, полученных от южных белых носорогов. Клетки обрабатывали смесью факторов для преиндукции, после чего переходили к стимулированию трансформации в клетки, подобные первичным половым клеткам, и постепенно подбирали необходимые для превращения условия. Ученые контролировали гены POU5F1/OCT3/4 и PRDM1/BLIMP1, так как их экспрессия характерна именно для первичных половых клеток. После этого авторы работали только с клетками, в которых после инкубирования экспрессировались эти гены. Кроме того, для полученных зародышевых клеток была характерна повышенная экспрессия генов, указывающих на принадлежность к первичным половым клеткам: SOX17, PRDM1 и NANOS3.

Авторы исследования размножили полученные при культивировании первичные предшественники гамет. При этом они приобрели способность к передвижению за счет образования нитевидных выпячиваний мембраны — филоподий.

Гаметогенез ИПСК, созданных из фибробластов кожи северного белого носорога, осуществлялся по отработанной на эмбриональных клетках южного подвида схеме. С помощью анализа транскриптома исследователи пришли к выводу, что дифференцировка клеток северного белого носорога в протозародышевые клетки протекает сходно с этим процессом у южного носорога.

Дифференцировка в первичные зародышевые клетки в первую очередь зависела своевременной активации BMP- и WNT-сигналинга. Генетический анализ показал, что фактор транскрипции, кодируемый геном SOX17, играет существенную роль в развитии зародышевых клеток человека и других видов млекопитающих и является ключевым для индукции трансформации ИПСК и получения первичных половых клеток носорога.

Авторы исследования обнаружили два специфических маркера — CD9 и ITGA6, которые экспрессировались на поверхности клеток-предшественников половых клеток белых носорогов. По мнению авторов, в дальнейшем именно эти маркеры помогут обнаруживать и изолировать первичные зародышевые клетки, появляющиеся среди ИПСК в процессе гаметогенеза.

Исследование представляет собой первый шаг к производству жизнеспособных гамет северного белого носорога и пониманию основных механизмов дифференцировки и спецификации первичных зародышевых клеток у крупных животных. Теперь команда консорциума BioRescue перешла к следующей сложной задаче: превращению первичных половых клеток в функциональные яйцеклетки и сперматозоиды. Первичные клетки относительно малы по сравнению со зрелыми гаметами и по-прежнему имеют двойной набор хромосом. Поэтому необходимо подобрать подходящие условия, при которых первичные половые клетки будут расти и делиться. Главная цель работы — адаптировать этот метод для широкого производства гамет исчезающих видов животных.

Индуцированные плюрипотентные клетки помогут спасти носорога