Израильская вакцина защитила хомячков от коронавируса

Сотрудники Израильского института биологических исследований в Нес-Ционе разработали вакцину против коронавируса на основе вируса везикулярного стоматита. У хомячков, получивших единственную дозу вакцины, при инфекции SARS-CoV-2 не развивается поражение легких.

Nilprapassorn | 1234rf.com

Израильские исследователи описали свою вакцину в препринте, опубликованном на bioRxiv. Это реплицирующаяся рекомбинантная вакцина VSV-ΔG-spike, в которой гликопротеин G вируса везикулярного стоматита (VSV) заменен S-белком (spike) SARS-CoV-2.

Вирус везикулярного стоматита (VSV) из семейства Rhabdoviridae вызывает болезни у животных (от насекомых до млекопитающих), случаи VSV-инфекции у человека редки. Геном VSV кодирует пять основных белков: М, N, L, P и G. Этот вирус использовался как платформа для создания вакцин против вируса Эбола, ВИЧ, геморрагической лихорадки Крым-Конго. Показано, что рекомбинантный вирус легко размножается, дает устойчивый клеточный и гуморальный иммунный ответ, а удаление белка G, основного фактора вирулентности VSV (он опосредует связывание с клеткой-хозяином и слияние с эндосомной мембраной после эндоцитоза), аттенуирует вирус и уменьшает его реактогенность. Поскольку VSV не инфицирует людей, вероятность иммунной реакции на вакцину мала.

Авторы статьи создали вакцинный вектор, кодирующий белки N, P, M, L вируса везикулярного стоматита и кодон-оптимизированный S-белок SARS-CoV-2. Оказалось, что вакцина успешно экспрессируется в клетках in vitro; образуются вирусные частицы, презентирующие на мембране S-белок, что подтвердили ИФА и электронная микроскопия. Было показано антигенное сходство частиц с SARS-CoV-2 — они нейтрализуются сывороткой пациентов, выздоровевших после COVID-19.

Во время создания вакцины, при пересевании в клеточных культурах в гене S-белка возникли три уникальные мутации. Как отмечают авторы, они способствовали эффективному встраиванию белка в вирусные частицы и при этом дополнительно снижали вирулентность, не уменьшая иммуногенности.

В качестве модели in vivo использовали золотистых сирийских хомячков. Вакцинация вызывала у них быструю и активную выработку нейтрализующих антител против SARS-CoV-2. Даже однократная вакцинация защищала животных от заражения SARS-CoV-2: иммунизированные хомячки не теряли массу тела при инфекции, в отличие от неиммунизированных. В легких у контрольных животных после инфекции наблюдались обширное повреждение тканей и высокие титры вируса, в то время как у иммунизированных — лишь незначительные патологические изменения в отсутствии вирусной нагрузки. Таким образом, вакцина VSV-ΔG-spike в экспериментах на животных показала себя безопасной и эффективной.

Авторы также отмечают экономическую эффективность вакцины: по их мнению, для массового производства предпочтительна платформа, способная достигать высоких титров в культивируемых клетках.

В России вакцину на основе живого аттенуированного вируса везикулярного стоматита разрабатывает ГНЦ «Вектор». Ее клинические испытания, организованные в сотрудничестве с компанией Biocad, должны начаться в июле.

Yfat Yahalom-Ronen, et al. // A single dose of recombinant VSV-ΔG-spike vaccine provides protection against SARS-CoV-2 challenge. // bioRxiv, 2020, DOI:  10.1101/2020.06.18.160655