«Карта тела» в соматосенсорной коре человека не меняется после утраты конечности

Считалось, что после утраты руки или ноги те области соматосенсорной коры, которые отвечали за ее чувствительность, меняют свои функции и частично берут на себя роль соседних участков — например, после ампутации руки участок коры, связанный с ней, может начать отвечать за чувствительность губ. Авторы статьи в Nature Neuroscience показали, что это не так — они провели долгосрочное (до 5 лет после ампутации) исследование на трех взрослых добровольцах и показали, что тот участок «карты тела», который соответствовал утраченной конечности, не меняет своих функций. Это объясняет фантомные ощущения после ампутации и может быть важно для разработки управляемых и чувствительных протезов.

Изображение:
Схема исследования, показавшего, что карта тела в соматосенсорной коре сохраняет информацию об ампутированной конечности.
Credit:
Nature Neuroscience (2025). DOI: 10.1038/s41593-025-02037-7 | CC BY

Степень способности человеческого мозга к реорганизации до сих пор остается предметом споров. Многие исследования реорганизации проводят на первичной соматосенсорной коре (S1), которая содержит детальную карту тела. Некоторые работы демонстрировали, что у людей и мартышек участки соматосенсорной коры, связанные с верхними конечностями, перестраивались после ампутации руки и брали на себя функциональную роль соседних участков. Однако подобные данные никак не объясняют фантомные боли и другие ощущения, будто бы исходящие от ампутированной конечности. Авторы статьи в Nature Neuroscience с помощью нейровизуализации показали, что у взрослого человека ампутация конечности все же не приводит к крупномасштабной реорганизации коры.

Чтобы отследить изменения в кортикальной репрезентации до и после ампутации руки, авторы проводили функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) у трех взрослых добровольцев в течение пяти лет после ампутации руки. В контрольную группу вошли 16 человек, у которых все конечности были сохранны.

До запланированной ампутации испытуемые в той или иной степени могли двигать всеми пальцами. После нее все трое сообщали о ярких фантомных ощущениях в ампутированной конечности, включая произвольные движения пальцами — они сопровождались сокращениями мышц оставшейся части руки.

Во время фМРТ-сканирования участники выполняли задания на движения, включающие постукивание пальцами, сжимание губ и сгибание пальцев ног. Авторы обнаружили крайне выраженное соответствие кортикальной репрезентации рук до ампутации и после нее. Проецирование профилей активности рук и отдельных пальцев на S1 выявило стабильную активность во всех случаях, причем фантомная активность напоминала амплитуду и пространственное распределение активности до ампутации. Эта стабильность, обнаруженная на общей картине фМРТ-скана, подтвердилась и на уровне единичных вокселей.

Картирование активности соматосенсорной коры до и после ампутации руки.
Credit:
Tamar Makin / Hunter Schone | пресс-релиз

Затем ученые попытались оценить селективность, картировав профили активности при движении каждого пальца по отдельности. Селективность, то есть соответствие между конкретным участком S1 и пальцем, за который он отвечает, наблюдалась до ампутации и сохранялась после нее. Авторы обучили линейный классификатор, использующий метод опорных векторов (SVM), на данных, полученных до ампутации. Он достаточно успешно декодировал движения фантомных пальцев во всех тестах, проведенных после ампутации.

В более ранних исследованиях предполагалось, что ампутация снижает селективность репрезентации пальцев в соматосенсорной коре. Ученые проверили это, сравнив данные участников через 6 месяцев после ампутации и здоровых контролей. Значительного уменьшения селективности не обнаружилось ни у одного из троих испытуемых, хотя у них немного снижалась селективность репрезентации пальцев ампутированной руки по сравнению со здоровой. Впрочем, это изменение было относительным, и авторы не исключают, что имел место обратный эффект — селективность могла повыситься для сохранной конечности.

Наконец, авторы проверили еще одно высказанное ранее предположение — распространяются ли функции соседних участков на область, отвечающую за чувствительность ампутированной руки. Они проанализировали кортикальную репрезентацию губ, поскольку связанная с ними область соматосенсорной коры располагается поблизости от анализируемого участка, и ранее сообщалось о ее реорганизации после ампутации руки. Однако проецирование активности рук и губ на S1 не выявило никаких признаков смещения.

Полученные данные опровергают предположения о том, что нейропластичности взрослого человеческого мозга хватает для масштабной реорганизации. Карта тела, хранящаяся в соматосенсорной коре, остается стабильной даже после утраты конечности. Эти результаты могут оказаться важными для лечения фантомных болей после ампутации, кроме того, они позволяют предположить, что восстановление чувствительности и протезирование, использующее интерфейс «мозг-компьютер», может оказаться более перспективным для клинического применения методом, чем считалось.



Разработан интерфейс для протезов ног, восстанавливающий естественную походку


Источник

Schone, H.R., et al. Stable cortical body maps before and after arm amputation. // Nat Neurosci (2025). DOI: 10.1038/s41593-025-02037-7

Добавить в избранное