Клетки печени под действием стресса делятся друг с другом ресурсами

Ученые из Германии и США установили, что в стрессовых условиях, подавляющих деление клеток, клетки печени обмениваются друг с другом везикулами, содержащими маркер CD133, и это восстанавливает их регенеративный потенциал. Похожий механизм используют раковые клетки.

При отсутствии важного для пролиферации сигнального фермента Shp2 клетки печени (синие) используют везикулы, локализованные на межклеточных филаментах (окрашены зеленом) для обмена ресурсами. Это позволяет им успешно делиться.

UC San Diego Health Sciences | Пресс-релиз

Регенеративные способности печени хорошо известны, и считается, что ключевую роль в регенерации этого органа играют клетки, положительные по CD133 (также известен как проминин 1). CD133 — маркер стволовых клеток и раковых стволовых клеток, функция его неясна. Авторы статьи, опубликованной в eLife, показали, что в стрессовых условиях гепатоциты обмениваются друг с другом везикулами с CD133. Аналогичный механизм используют и злокачественные клетки.

Подмечено, что ряд гепатоцитов сохраняет способность к делению несмотря на блокировку основного пролиферативного пути RTK-Shp2-Ras-Erk. (Shp2 — критический сигнальный фермент, управляющий делением клеток во время регенерации печени, он также является мишенью противораковой терапии.) Используя мышей с нокаутом Shp2 в печени, ученые тщательно отследили, как Shp2-негативным гепатоцитам удается делиться, когда основной пролиферативный путь заблокирован. Через пару дней в печени, нокаутной по Shp2, появились островки делящихся клеток. Гепатоциты в этих островках не демонстрировали никаких признаков воспаления, только фенотип активно пролиферирующей клетки. Детальный анализ показал, что они положительны по CD133. Более того, активное деление CD133-положительных клеток печени компенсировало отсутствие деления CD133-отрицательных гепатоцитов.

Положительные по CD133 гепатоциты активно экспрессировали E-кадгерин (мембранный белок, участвующий в межклеточных контактах) и потому формировали плотные колонии, а сам CD133 был локализован в апикальной части гепатоцитов. Авторы установили, что колонии гепатоцитов, положительных по CD133, формировались временно в ходе регенерации печени. Сравнение уровней экспрессии различных маркеров показало, что положительные по CD133 гепатоциты являются именно гепатоцитами, а не гепатобластами или овальными клетками.

Колонии пролиферирующих гепатоцитов формировались из гетерогенных зрелых гепатоцитов. Более того, как выяснилось в ходе экспериментов с введением мышам четыреххлористого углерода, колонии из делящихся гепатоцитов образуются в условиях стресса. При этом положительные по CD133 клетки появлялись вокруг пораженных областей печени.

Сам CD133 локализуется на филаментах, соединяющих соседние клетки, точнее, в везикулах размером 50–150 нм, которые находятся на этих филаментах. Таким образом, клетки могут обмениваться везикулами, в состав которых входит CD133. Эти везикулы, которые посылают друг другу клетки, авторы работы назвали «интерцеллсомами» (intercellsomes). Везикулы с CD133 клетки пускали в ход тогда, когда другие пути пролиферации были заблокированы.

Примечательно, что фармацевтическое ингибирование пролиферативных сигналов также запускало экспрессию CD133 в различных типах раковых клеток у многих видов животных.

Интерцеллсомы, содержащие CD133, несут и другие грузы, в частности, большие количества мРНК генов Jun, Junb и Myc. (А вот микроРНК они не обогащены, что отличает их от многих внеклеточных везикул.) Авторы предполагают, что обмен мРНК между клетками CD133+ может стимулировать пролиферативный фенотип. И все же при недостатке сигналов пролиферации на первую роль выходит CD133. Очевидно, похожие механизмы могут использовать и злокачественные клетки.

Нейроны зрительной коры обмениваются белками через экзосомы