Кольцевая РНК подавляет метастазирование при раке желудка

Китайские исследователи идентифицировали кольцевую РНК circURI1, экспрессия которой повышается в опухолях желудка, однако ее отсутствие стимулирует метастазирование. Эта РНК связывается с гетерогенным ядерным рибонуклеопротеином M и регулирует альтернативный сплайсинг генов, связанных с процессом миграции клеток, и тем самым подавляет метастазирование.

drlange | 123rf.com

Китайские ученые описали новую кольцевую РНК, которая подавляет метастазирование при раке желудка. Эта РНК, получившая название circURI1, напрямую взаимодействует с гетерогенным ядерным рибонуклеопротеином M (hnRNPM) и регулирует альтернативный сплайсинг генов, вовлеченных в процессы миграции клеток и их инвазии в другие ткани. Результаты исследования опубликованы в PNAS.

Авторы работы провели секвенирование РНК опухолей и прилежащих неопухолевых тканей у пяти пациентов, страдающих от рака желудка. Они идентифицировали кольцевую РНК, впоследствии названную circURI1, экспрессия которой существенно повышается в опухолях желудка. Кроме того, ученые подтвердили, что в злокачественных клетках при раке желудка повышена экспрессия описанной ранее кольцевой РНК circPVT1, которая выступает в роли молекулярной «губки» для микроРНК miR-125b, промотируя пролиферацию клеток.

Кольцевая РНК circURI1 является продуктом гена URI1 и образуется из третьего и четвертого экзонов его транскрипта. Всего в состав circURI1 входит 215 нуклеотидов. Дальнейшее изучение этой РНК производилось на клетках рака желудка линий AGS и SGC7901. Ученые показали, что circURI1 локализуется преимущественно в ядре. Повышенный уровень экспрессии circURI1 в опухолях желудка также подтвердила флуоресцентная гибридизация in situ. Снижение уровня экспрессии circURI1 характерно для третьей и четвертой стадий рака желудка, когда начинается метастазирование.

Подавление экспрессии или нокаут circURI1 существенно повышал способность злокачественных клеток опухолей желудка к миграции и инвазии, а повышение ее экспрессии, напротив, ингибировало свойства клеток, связанные со склонностью к метастазированию. Дальнейшие исследования показали, что circURI1 связывается с hnRNPM. Ранее уже было показано, что hnRNPM может регулировать альтернативный сплайсинг генов, ассоциированных с метастазированием. В новой работе нокдаун гена hnRNPM в клетках AGS и SGC7901 привел к снижению способности клеток к миграции.

Авторы исследования заключают, что circURI1 выступает в роли «губки» для hnRNPM, «отбирая» его у генов, связанных с метастазированием, и тем самым снижая способность клеток к миграции и инвазии. На сегодня circURI1 — единственная известная кольцевая РНК, которая может влиять на альтернативный сплайсинг, вовлеченный в образование метастазов, что подчеркивает важную роль таких РНК в здоровье человека.

Xiaolin Wang et al. CircURI1 interacts with hnRNPM to inhibit metastasis by modulating alternative splicing in gastric cancer // PNAS, 2021, 118 (33), e2012881118; DOI: 10.1073/pnas.2012881118