Комбинированная иммунотерапия привела к исчезновению очагов меланомы у 12% пациентов

Фаза 2 клинических исследований показала, что при устойчивости метастатической меланомы к анти-PD-1 терапии комбинация ниволумаба (анти-PD-1) и ипилимумаба (anti-CTLA-4) эффективнее, чем терапия только ипилимумабом. Сочетание препаратов повысило шестимесячную выживаемость без прогрессии с 13% до 34%, а также позволило достичь полного ответа на терапию. Однако комбинированная терапия оказалась токсичнее, чем одиночная, хотя различия и не достигали статистической значимости.

Изображение:
Молекула CTLA-4.
Credit:
123rf.com

Иммунотерапия ингибиторами контрольных точек иммунного ответа, в частности анти-PD-1 терапия — один из основных методов лечения метастатической меланомы. Однако не все пациенты отвечают на анти-PD-1 препараты, и оптимальный вариант терапии для них пока не определен. В последнее время все больше внимания уделяется анти-CTLA-4 терапии как стратегии лечения пациентов с устойчивостью к анти-PD-1. Фаза 2 клинических исследований показала, что для таких пациентов комбинированная анти-PD-1 и анти-CTLA-4 терапия более эффективна, чем применение только анти-CTLA-4.

В исследовании участвовал 91 пациент с метастатической меланомой. Из них 68 пациентов получали ниволумаб (моноклональное антитело к PD-1) и ипилимумаб (моноклональное антитело к CTLA-4), оставшиеся 23 — только ипилимумаб. Все пациенты ранее демонстрировали устойчивость к анти-PD-1 терапии.

Выживаемость без прогрессии (PFS) в группе комбинированной терапии оказалась значимо выше в сравнении с одиночной терапией. Так, шестимесячная PFS составила 34% в группе комбинированной терапии и 13% для пациентов, получавших только ипилимумаб. При этом значимых различий в общей выживаемости не наблюдалось.

В группе комбинированной терапии 28% пациентов показали полный (исчезновение раковых новообразований) или частичный (требующий дальнейшего лечения) ответ на терапию. При этом ответ на одиночную терапию показали всего 9% пациентов, и у всех ответ был частичным.

Общая частота побочных эффектов при этом была несколько выше при комбинированной терапии. Так, в этой группе 34 пациента (50%) испытывали побочные эффекты третьей степени (серьезные побочные эффекты, требующие госпитализации), четыре пациента (6%) — побочные эффекты четвертой степени (потенциально угрожающие жизни) и один пациент (1%) — пятой степени (с летальным исходом). В группе, получавшей только ипилимумаб, у 20 пациентов (29%) были отмечены побочные эффекты третьей степени, еще у двух (9%) — побочные эффекты четвертой степени; у одного пациента (4%) развились побочные эффекты пятой степени. Типы побочных эффектов третьей степени и выше не различались между группами. Общая частота побочных эффектов третьей и выше степени была больше в группе комбинированной терапии (57% против 35%), но эти различия не достигали статистической значимости.

Исследователи также проанализировали 39 пар образцов биопсии, собранных до и после терапии. В этих образцах они оценивали численность CD8+ Т-клеток в тканях опухоли и морфологические характеристики тканей. Авторы работы не выявили значимых различий в численности Т-клеток между пациентами, показавшими и не показавшими ответ на комбинированную терапию. При этом у 11 из 14 пациентов, которые на эту терапию отвечали, исследователи выявили патологические изменения тканей, ассоциированные с регрессией меланомы. У пациентов, не показавших ответа на терапию, таких изменений не наблюдалось.

Таким образом, фаза 2 КИ показала, что комбинированная терапия с применением ниволумаба и ипилимумаба более эффективна, чем терапия только ипимимумабом. Авторы считают, что комбинированная терапия должна рассматриваться как приоритетный метод лечения метастатической меланомы при устойчивости к анти-PD-1 терапии, однако необходимо учитывать более высокую токсичность такого лечения. 


При меланоме выгоднее назначать иммунотерапию до операции

Источник

VanderWalde, A., et al. Ipilimumab with or without nivolumab in PD-1 or PD-L1 blockade refractory metastatic melanoma: a randomized phase 2 trial. // Nat Med, published August 17, 2023. DOI: 10.1038/s41591-023-02498-y

Добавить в избранное