Кортикостероиды увеличивают риск рака груди у женщин с предрасположенностью

Используя данные проекта UK Biobank, ученые обнаружили, что у женщин с генетической предрасположенностью к раку груди риск возникновения заболевания увеличивается с 5 до 18% на фоне приема кортикостероидов.

alexraths | 123rf.com

В большинстве фармакогеномных исследованиях ставятся относительно узкие цели и гипотезы, связанные с конкретными мутациями или с действием конкретных лекарств. Ученые из Медицинского колледжа Вейл Корнелл использовали данные из UK Biobank и применили системный подход для изучения взаимосвязей между использованием разнообразных лекарств и генетическими полиморфизмами, а также их влияния на риск развития рака груди.

Исследовали данные о 212 335 женщинах, не болевших раком груди на момент начала ведения медицинской карты. В этой когорте 11730 женщинам за время наблюдения был поставлен диагноз «рак груди». В UK Biobank имеются сведения о том, какие лекарства они принимали, и на основе этих данных исследователи изучили статистическую связь между приемом лекарств 96 типов, наличием полигенного риска рака груди и развитием онкозаболевания. Из рассмотрения исключили пациенток, принимающих гормональные противозачаточные и некоторые другие препараты, в случае которых трудно исключить влияние дополнительных факторов (например, причины назначения).

У женщин с высоким полигенным риском рака груди, принимавших кортикостероиды (к ним относятся многие противовоспалительные или иммуносупрессивные препараты), заболеваемость была на 38,5% выше. Особое внимание привлек вариант rs62119267. Среди носителей этого аллеля, принимавших кортикостероиды, у 18,2% развился рак груди, а среди тех, кто не принимал их, — у 5,1%.

Исследователи попытались объяснить наблюдаемый эффект с точки зрения физиологии. Сорок самых значимых для исследования SNP связаны с 35 генами. Многие из этих генов являются мишенями для транскрипционного фактора NRF2, который опосредует клеточный ответ на стресс. Повышение его экспрессии связано с развитием и метастазированием рака груди, поскольку он защищает раковые клетки от окислительного стресса. По-видимому, на экспрессию NRF2 влияют кортикостероиды, такие как дексаметазон, гидрокортизон и бетаметазон. Согласно этой гипотезе, прием кортикостероидов увеличивает риск рака груди за счет воздействия на активность NRF2, который затем влияет на экспрессию генов с опасными полиморфизмами, тем самым повышает риск до пороговой точки и приводит к заболеванию. Авторы подчеркивают, что это всего лишь предположение, но оно согласуется с наблюдаемыми данными.

Таким образом, пациентам с высоким полигенным риском рака груди может быть полезно избегать кортикостероидов. Возможно также, что ингибирование передачи сигналов кортикостероидов снизит риск рака груди, однако это требует подтверждения и дальнейшего изучения.

Marderstein, A. R., et al. A polygenic-score-based approach for identification of gene-drug interactions stratifying breast cancer risk // American Journal of Human Genetics August 06, 2021. DOI: 10.1016/j.ajhg.2021.07.008