Кто живет в гайморовых пазухах при одонтогенной инфекции

Тайваньские ученые впервые описали микробиом пазух пациентов с одонтогенным риносинуситом и сравнили его с микробиомом, характерным для других воспалительных заболеваний. Они секвенировали 16S рРНК бактерий и выявили 320 таксонов. Porphyromonas, Fusobacterium, Campylobacter, Prevotella и Streptococcus превалировали у больных с одонтогенным риносинуситом. У пациентов с неодонтогенным риносинуситом преобладали Staphylococcus, Corynebacterium, Bacteroides, Microbacterium и Dolosigranulum.

Одонтогенный риносинусит, или одонтогенный гайморит (ОРС), — это воспаление слизистой оболочки гайморовых пазух бактериальной природы, вызванное инфекцией тканей зуба или стоматологическими манипуляциями. Тайваньские ученые впервые описали микробиом пациентов с этим заболеванием, используя секвенирование нового поколения (NGS). Также они сравнили микробиомы пазух при хронических воспалениях различной природы.

Классический бактериологический метод посева на питательные среды применяется все реже. По оценкам ученых, до 60% патогенных микроорганизмов остаются неучтенными при таком подходе к анализу биоматериала. Поэтому в новой работе авторы использовали метод секвенирования 16S рРНК с универсальными праймерами — быструю и дешевую альтернативу морфологическому способу идентификации бактерий.

В когортном исследовании приняли участие восемь пациентов с одонтогенным и 20 пациентов с неодонтогенным риносинуситом (нОРС) старше 20 лет. Все участники перенесли операцию носа и околоносовых пазух. У них было выявлено воспаление, а затемнение пазух подтверждалось методом компьютерной томографии. Пациенты с малигнизацией, муковисцидозом, иммунокомпрометированные, принимающие системные или местные антибиотики/антимикотики, беременные не вошли в исследование. Диагноз «одонтогенный риносинусит» подтверждался радиологом, отоларингологом и стоматологом.

Для метагеномного секвенирования 16S рРНК ученые амплифицировали гипервариабельные регионы V3-V4. Ампликоны длиной менее 200 нп и с показателем качества Phred Q<20 отсеивали. Для характеристики видового состава микробных сообществ определяли альфа-разнообразие (количество видов в пробе или экосистеме) и бета-разнообразие (степень изменяемости видового состава в зависимости от условий среды).

Авторы выявили 320 бактериальных таксонов. Porphyromonas, Fusobacterium, Campylobacter, Prevotella и Streptococcus превалировали у больных с ОРС. Анаэробные грамотрицательные бациллы Fusobacterium почти никогда не соседствовали с Porphyromonas. Грамположительные факультативно-анаэробные Streptococcus практически всегда были ассоциированы с Fusobacterium.

Напротив, у пациентов с нОРС преобладали Staphylococcus, Corynebacterium, Bacteroides, Microbacterium и Dolosigranulum. Грамположительным коккам Staphylococcus часто сопутствовали палочкообразные Corynebacterium и грамотрицательные Sphinogomonas и Caulobacter.

Microbacterium, Enterobacteriaceae, Dolosigranulum выявили только у нОРС. Бактерии родов Peptostreptococcus и Filifacter встречались только в одонтогенной группе. Бактерии Porphyromonas были обширно представлены при ОРС и почти не представлены у нОРС.

Исследователи также собрали парные образцы из носовых пазух и ротовой полости. Они искали Bacteroides forsythus, Porphyromonas gingivalis и Treponema denticola, ассоциированные с парадантозом. Среди этих образцов практически не обнаруживались бактерии родов Bacteroides и Treponema (<0,1%), зато было много Porphyromonas.

В планах авторов — увеличить количество обследуемых, расширить панель видов грибной микрофлорой и изучить микробиом полости рта. Они также выдвинули гипотезу, что риносинусит переходит в хроническую форму из-за индукции патогенности золотистого стафилококка S. aureus. Бактерии, разлагающие муцин — гликопротеин защитного слоя слизистых оболочек — изменяют среду и сопротивляемость организма, тем самым стимулируют неактивный при обычных условиях золотистый стафилококк.

Бактерии ротовой полости могут быть связаны с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями