Бактерии ротовой полости могут быть связаны с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями

Ученые из Каролинского института (Швеция) и коллабораторы идентифицировали бактерии, чаще всего встречающиеся при заболеваниях полости рта и челюстно-лицевых инфекциях. Они показали, что некоторые из выявленных микроорганизмов могут быть ассоциированы с онкологическими заболеваниями и проблемами сердечно-сосудистой системы.

Статья ученых из Каролинского института (Швеция) и коллабораторов описывает исследование микробиома полости рта. С помощью масс-спектрометрии MALDI-TOF, которую впервые использовали для таких целей, авторы проанализировали более 1000 образцов, собранных с 2010 по 2020 годы, и выявили около 120 видов бактерий, встречающихся при инфекциях ротовой полости. Чаще всего выявленные бактерии относились к типам Firmicutes (51%), Bacteroidetes (19%), Proteobacteria (12%) и Actinobacteria (5%). Среди родов преобладали Streptococcus spp., Prevotella spp., and Staphylococcus spp.

На первый взгляд безобидные комменсалы, обитающие во рту, при возникновении «благоприятных» условий превращаются в патогены. Они могут распространяться по всему организму и изменять течение системных заболеваний. Так, микроорганизмы, присущие полости рта, часто упоминаются в контексте развития и прогрессирования рака, а также при различных системных заболеваниях, таких как перикардит и эндокардит.

В новой работе авторы показали, что бактерии, обнаруженные в образцах за последние 11 лет, были выявлены в других исследованиях, связанных с онкологией и заболеваниями печени, селезенки и сердца. Ученые предлагают при тяжелых тканевых инфекциях ротовой полости проводить мониторинг микроорганизм, характерных для заболеваний отдаленных органов.

Авторы отмечают разнообразный состав микробиома при зубочелюстном абсцессе (инфекционном процессе, при котором гной накапливается в лунках зуба), однако преобладают представители двух родов, Streptococcus spp. и Prevotella spp. Из года в год растет число грамположительных и кокковых патогенов, в частности, Streptococcus anginosus, S. mitis и S. sanguinis. Этот результат подтверждают эпидемиологические исследования, в которых сообщается о значительном увеличении грамположительных инфекций за последнее десятилетие.

Авторы подчеркивают, что одной из сильных сторон их исследования является использование масс-спектрометрии MALDI-TOF для выявления бактериального состава ротовой полости. Эта технология позволяет точнее идентифицировать микроорганизмы в образцах, чем фенотипические методы, при этом она экономически более выгодна и надежна, чем секвенирование 16S рРНК.

Микробиом неандертальского рта приспособился к расщеплению крахмала