Летучие мыши Предкавказья — природный резервуар коронавирусов

Исследователи, в том числе из России, провели эпизоотологический скрининг распространения коронавирусов среди летучих мышей Предкавказья. Они выявили консервативные участки РНК семейства Coronaviridae в 3,33% популяции летучих мышей (пять животных трех видов). Метагеномный анализ коронавирусов не удалось провести в связи с низкой концентрацией РНК в пробах.

В связи с начавшейся в 2019 году пандемией коронавирусной инфекции исследователи из разных стран мира задаются вопросами о природном резервуаре SARS-CoV-2 и путях предотвращения его заноса из природного очага в человеческую популяцию. Показано, что хозяевами коронавирусов (CoV) в окружающей среде могут быть летучие мыши, крупный рогатый скот, свиньи, верблюды и другие теплокровные животные. Особенное внимание ученых привлекают летучие мыши, так как считается, что именно их коронавирусы дали начало HCoV-229E, HCoV-NL63, SARS-CoV, MERS-CoV и SARS-CoV-2. Также эти животные являются переносчиками других опасных вирусов, таких как Марбург, Эбола, Нипах, Хендра.

Особенности биологии летучих мышей делают и без того быстро реплицирующийся, склонный к мутациям и рекомбинациям CoV еще более изменчивым. В частности, свободные радикалы кислорода, в избытке продуцируемые в организме летучих мышей во время полета, оказывают сильное мутагенное действие на РНК вируса. Аналогичным действием обладают, например, молочнокислые бактерии, обитатели кишечника летучих мышей.

CoV обнаружены в популяциях летучих мышей, принадлежащих к большому числу видов, во многих европейских и азиатских странах: Италии, Франции, Германии, Словении, Великобритании, Китае, Корее и т.д. Группа российских ученых из Донского государственного технического унверситета, компании Bioinnlabs (Ростов-на-Дону), Уральского государственного аграрного университета (Екатеринбург), ГНЦ «Вектор» (Кольцово), ФИЦ ФТМ (Новосибирск), ИЭА РАН (Москва) в сотрудничестве с коллегами из Нидерландов и США провели эпизоотологические исследования на территории Предкавказья.

Пробы отбирали в Краснодарском крае, Адыгее, Ростовской области и Ставропольском крае с марта по июнь 2021 г. Всего исследовали 300 образцов, полученных от 150 мышей. Исследования in silico подтвердили, что используемые праймеры позволяют идентифицировать по крайней мере 65 видов CoV.

Скрининг образцов методом количественной ПЦР показал присутствие в пяти пробах (3,33%) специфических для CoV фрагментов РНК. Хозяевами положительных образцов стали два средиземноморских нетопыря, два поздних кожана и один малый подковонос. Содержание РНК в пробах было достаточно низкое, что затруднило характеристику выделенных вирусов метагеномным анализом, но принадлежность положительных проб к Coronaviridae удалось подтвердить.

По мнению авторов проведенного исследования, требуется углубленный скрининг присутствия CoV в других таксономических группах животных для прогнозирования возможности заноса инфекции в человеческую популяцию.

Не только азиатские сарбековирусы способны связывать рецептор ACE2