Люди бронзового века из Синьцзяна оказались потомками древнего населения Евразии

Международная группа ученых исследовала геномы мумифицированных людей, живших во втором и третьем тысячелетии до нашей эры в Таримском бассейне (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай). Эти загадочные люди европеоидного типа оказались потомками древнейшего населения севера Евразии, которое практически исчезло к концу последнего ледникового периода.

Мумифицированная женщина из захоронения M11 в Сяохэ.

Вэньин Ли, Синьцзянский институт культурных реликвий и археологии | Пресс-релиз

Синьцзян-Уйгурский автономный район на северо-западе Китая в древние и Средние века был важным участком Шелкового пути, который служил основным каналом культурного обмена между Европой и Азией. До сих пор оставалось загадкой, кем были древние обитатели Синьцзяна, на каком языке они говорили. Группа ученых из Цзилиньского университета, Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии, Института эволюционной антропологии Макса Планка, Сеульского национального университета Кореи и Гарвардского университета установила, что первые жители Таримского бассейна произошли от древнего местного населения, генетически изолированного, однако перенявшего скотоводство и земледелие у соседей.

Генетические исследования современной популяции Синьцзян-Уйгурского района вызвали резкую критику научного сообщества, поскольку проводились с нарушением процедуры, в целях контроля местного населения с использованием методов ДНК-идентификации (подробнее на PCR.NEWS). Однако в данной работе исследовали только древнюю ДНК.

С 1990-х годов на территории Таримского бассейна (обширной равнины в Синьцзяне, в основном необитаемой, но с небольшими оазисами, которые получают воду от тающих ледников и горного снега) находили сотни естественно мумифицированных в сухом воздухе человеческих останков. Находки бронзового века (3000—1000 лет до н.э.) относят к культуре Сяохэ (Xiaohe), по названию знаменитого могильника. Таримские мумии заинтересовали ученых свой европеоидной внешностью, войлочной и тканой шерстяной одеждой. Эти люди были земледельцами и скотоводами: они разводили крупный рогатый скот, овец и коз, делали кефирный сыр, выращивали пшеницу, ячмень, просо. Озадачивал ученых и тот факт, что мумии были захоронены в гробах, имеющих форму лодок, хотя кругом была пустыня.

Ранее считалось, что таримские мумии связаны с энеолитической афанасьевской культурой из Южной Сибири (3150–2750  до н.э..), в свою очередь, имеющей тесные связи с ямной культурой черноморско-каспийского региона (3500-2500  г. до н.э.). Согласно другой версии, Таримский бассейн был колонизирован мигрирующими фермерами из среднеазиатских пустынных оазисов Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (это могло произойти 2300–1800 до н.э.). Выдвигались и другие гипотезы.

Теперь ученые получили и проанализировали полногеномные данные для тринадцати самых ранних известных мумий Таримского бассейна (2100–1700 гг. до н.э.) и пяти мумий из соседнего Джунгарского бассейна (3000–2800 гг. до н.э.), а затем сравнили их с геномами других древних и современных людей из банков данных. Также исследовали белки из зубного камня, чтобы узнать, чем питались эти люди.

К удивлению ученых, древние обитатели Таримского бассейна не были пришельцами из какого-то другого региона. Ни «афанасьевскую», ни «среднеазиатскую» гипотезу подтвердить не удалось. Люди культуры Сяохэ оказались прямыми потомками местной плейстоценовой популяции, некогда широко распространенной, но почти исчезнувшей к концу последнего ледникового периода. По оценкам авторов, эта древняя популяция сформировалась на севере Евразии более 9000 лет назад, задолго до появления скотоводческих сообществ бронзового века. Небольшая группа пришла в Таримский бассейн, возможно, в раннем бронзовом веке, и по каким-то причинам осталась генетически изолированной. Авторы предполагают, что мумии Тарима могут быть лучшими, «беспримесными» представителями доскотоводческой азиатской популяции, и, возможно, некоторые модели ранней истории человечества в Евразии стоит пересмотреть с учетом этого факта. А вот мумии из Джунгарского бассейна оказались потомками не только древней местной популяции, но и людей афанасьевской и чемурчекской культуры.

«Археогенетики долгое время искали голоценовые популяции древнего севера Евразии (ANE — Ancient North Eurasians), чтобы лучше понять генетическую историю Внутренней Евразии. Мы нашли ее в самом неожиданном месте», — говорит один из авторов Чхонвон Чон из Сеульского национального университета.

Интересно, что суровые условия жизни в Таримском бассейне не препятствовали культурному обмену. Найденные в верхних слоях могильников Сяохэ и Гумугоу шерстяные ткани, кости крупного рогатого скота, признаки молочного скотоводства характеризовали более позднюю экономику, однако до сих пор оставалось загадкой, какой образ жизни вели древнейшие люди Сяохэ.

Чтобы понять это, авторы проанализировали протеомы зубного камня семи мумий, датированных 2000–1700 годами до н.э. У всех были обнаружены белки, специфичные для молока жвачных животных, включая β-лактоглобулин, α-S1-казеин и α-лактальбумин.

«Несмотря на генетическую изоляцию, люди бронзового века в бассейне реки Тарим были удивительно космополитичными: они использовали пшеницу и молочные продукты из Западной Азии, просо из Восточной Азии и лекарственные растения, таких как эфедра, из Центральной Азии», — говорит один из авторов исследования Кристина Вариннер, профессор антропологии Гарвардского университета и руководитель исследовательской группы в Институте эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг).

Fan Zhang, et al. The genomic origins of the Bronze Age Tarim Basin mummies // Nature, published October 27, 2021 // DOI: 10.1038/s41586-021-04052-7