Модель cfSort позволит точнее определить происхождение внеклеточной ДНК

Для использования внеклеточной ДНК как биомаркера заболеваний нужно уметь определять ее происхождение. Ранее созданные модели не отличаются высокой точностью. Исследователи из США создали атлас метилирования тканей и модель cfSort, которая может определить источник внеклеточной ДНК с высокими чувствительностью и точностью. Работу модели проверили на пациентах с циррозом и раком, а также на пациентах с раком легких, которые получали иммунотерапию.

Внеклеточная ДНК плазмы крови (cfDNA) — неинвазивный биомаркер клеточной гибели во всех органах. Развитие и лечение многих болезней, включая рак, аутоиммунные заболевания и сепсис, влияют на скорость клеточной гибели и на долю cfDNA, попадающей из поврежденной ткани в кровь. То есть повышение доли cfDNA какой-то ткани может сообщить о нарушении гомеостаза. Следовательно, cfDNA можно использовать как неинвазивный биомаркер множества болезней и нарушений. Однако для этого необходимо точно определить ткань, откуда происходит cfDNA. С этим есть сложности, так как cfDNA солидных органов составляет только малую часть всей cfDNA (около 85% всей cfDNA принадлежит клеткам крови). Также все ткани организма выпускают cfDNA, так что различать требуется множество типов тканей.

Однако решение есть, cfDNA можно отследить до ткани происхождения с помощью паттерна метилирования. Есть несколько методов, которые используют метилирование, чтобы выявить источник cfDNA, однако их точность и чувствительность пока недостаточно высоки. В новой работе исследователи из США представили атлас метилирования тканей и модель cfSort, созданную с помощью глубокой нейронной сети, которая может определить источник cfDNA с высокими чувствительностью и точностью.

Сначала авторы систематически идентифицировали тканеспецифичные сигнатуры метилирования с помощью бисульфитного секвенирования с уменьшенной репрезентативностью (RRBS), при этом использовался 521 образец из 29 тканей, не являющихся раковыми. Они оценивали уровень метилирования индивидуальных фрагментов ДНК, а не всех фрагментов в среднем. Геномная область считалась тканеспецифичным маркером метилирования, если ДНК-фрагменты с этим паттерном метилирования существовали почти исключительно в одной ткани, но не в других, независимо от фракции. То есть гетерогенность образцов тканей принималась во внимание.

Также авторы использовали три стратегии идентификации маркеров, каждая из которых привела к обнаружению своего типа маркеров: одна ткань против остальных тканей, группа тканей против другой группы, одна ткань против другой ткани. Для различения тканей использовались 100 лучших маркеров первого типа, 200 второго типа и 50 третьего типа из каждого сравнения, всего 51 035 маркеров. Три типа тканеспецифичных маркеров метилирования дополняли друг друга.

Атлас тканевых маркеров валидировали на независимых источниках данных, полученных с помощью другого способа оценки метилирования, а также при оценке тканеспецифичных гистоновых модификаций, экспрессии генов и регуляции транскрипции.

На основе атласа авторы создали модель cfSort для определения происхождения cfDNA. Для этого они использовали данные RRBS, полученные при анализе 521 образца, чтобы сгенерировать данные о метилировании cfDNA определенного происхождения in silico. Данные использовались для тренировки, валидации и тестирования модели. cfSort оценивала состав тканей с большими точностью и чувствительностью, чем две модели, созданные ранее.

Исследователи проверили работу модели на данных о метилировании cfDNA здоровых людей и пациентов с различными болезнями, включающими цирроз и рак. cfDNA из затронутых болезнью тканей была более представлена у пациентов, чем у здоровых контролей. Причем эта доля возрастала с увеличением стадии рака.

Доля cfDNA может повышаться не только из-за болезни, но и в ходе лечения. Этот маркер теоретически можно использовать для отслеживания побочных эффектов лечения рака во всех тканях тела. Чтобы выявить клинический потенциал этого подхода, авторы применили модель cfSort к cfDNA четырех пациентов с немелкоклеточным раком легких, получавших анти-PD-1 иммунотерапию. Плазму крови собирали до начала терапии, а также через 6 и 12 недель после начала. Этот тип иммунотерапии часто отрицательно влияет на печень и почки. Действительно, анализ метилирования cfDNA подтвердил наличие повреждений этих органов у некоторых пациентов, что показали также и биохимические маркеры.

Таким образом, новая работа продемонстрировала возможность клинического применения модели cfSort. Авторы считают, что их модель будет способствовать обнаружению заболеваний, прогнозированию эффекта терапии и долговременному мониторингу во время терапии с использованием cfDNA.

Секвенирование внеклеточной ДНК поможет выявить клональный гемопоэз у раковых больных