Молочнокислые бактерии повышают риск кандидоза у онкобольных

Международная группа ученых охарактеризовала взаимоотношения между представителями рода Candida и бактериальной флорой кишечника у пациентов с онкологическими заболеваниями. Оказалось, что высокая численность бактерий, синтезирующих молочную кислоту, ведет к повышению численности грибков рода Candida, которые способны использовать лактат более эффективно, чем основные конкуренты — грибки рода Saccharomyces. Полученные результаты важны для дальнейшей разработки методов терапии и предотвращения развития системного кандидоза у пациентов, находящихся в группе риска.

Представители рода Candida — одни из наиболее распространенных возбудителей грибковых инфекций кровеносной системы. При этом, хотя патогенная природа этих грибковизучена довольно широко, мало внимания уделено их роли как микроорганизмов-комменсалов в кишечнике. Ранее международная группа ученых показала, что C. albicans взаимодействует с большим числом (порядка 900) видов бактерий, населяющих кишечник. При этом большая часть этих взаимодействий имеет мутуалистическую природу. В новой работе эти же авторы демонстрируют, что повышение численности видов Candida и ассоциированного риска развития кандидоза связано с нарушением состава микробиоты кишечника и повышением численности бактерий, синтезирующих молочную кислоту.

Предыдущие исследования показали, что пациенты с солидными раковыми опухолями имеют повышенный риск развития системного кандидоза, а также то, что представители Candida могут занимать доминирующую позицию в кишечном микробиоме без развития соответствующих симптомов. Опираясь на эти данные, авторы отобрали для исследования 75 пациентов с поздними стадиями рака (40 с аденокарциномой, 28 с плоскоклеточной карциномой, 8 с другими диагнозами), у которых не наблюдалось симптомов системного кандидоза. У пациентов отбирали образцы стула после начала анти-PD-1 терапии.

Первичный анализ проводился на основе секвенирования внутреннего транскрибируемого спейсера 2 (ITS2) рибосомальной ДНК. Авторы идентифицировали 76 грибковых родов и 113 видов. Доминирующее положение занимали представители родов Candida и Saccharomyces, численность которых отрицательно коррелировала друг с другом. При этом на грибковой популяции кишечника сказывалось применение антибиотиков на протяжении 60 дней до отбора образцов. Для дальнейших исследований пациентов разделили на группы с высокой (HC) и низкой (LC) численностью представителей Candida на основе нормализированных значений.

Состав бактериального сообщества авторы изучали при помощи секвенирования полного метагенома на тех же образцах стула. Было идентифицировано 234 вида бактерий, относящихся к 84 родам. Оказалось, что присутствует значимая связь между β-разнообразием бактериальных и грибковых сообществ. Бактериальная популяция объясняет около 13 % вариаций в составе грибкового сообщества. Наибольший вклад при этом демонстрировали представители родов ClostridiumLactobacillusEubacterium и Citrobacter. Также в группе с высокой численностью грибков Candida было выше разнообразие бактериальных метаболических путей, однако число видов, вносящих вклад в каждый путь, было значительно ниже, указывая на неустойчивость бактериального сообщества в этой группе. Авторы также обнаружили снижение численности облигатно анаэробных бактерий в HC группе.

Далее ученые использовали алгоритмы машинного обучения, чтобы понять, возможно ли предсказать численность представителей рода Candida на основе состава бактериальной флоры. Полученные модели успешно относили образцы к HC или LC группам. Точность классификации на основе видового разнообразия составила 77,9%; на основе функциональных путей — 80,4%. Также модель позволила предсказывать численность отдельных видов Candida с точностью 73,9­–86,7%. Затем ученые проанализировали, на какие виды бактерий модель опиралась в первую очередь. Оказалось, что бактерии, ассоциированные с LC группой, в большинстве своем синтезируют короткоцепочечные жирные кислоты. В то же время с HC группой были ассоциированы виды, продуцирующие молочную кислоту, такие как Lactobacillus gasseri. При этом связанные с HC группой виды бактерий были ассоциированы с развитием различных заболеваний, что указывает на дисбактериоз. Также среди HC-ассоциированных бактерий наблюдались связи с цитокиновым и хемокиновым ответом на воспалительные реакции в кишечнике.

На основе полученных данных авторы предположили, что высокое содержание лактата в кишечнике дает представителям Candida преимущество перед основным родом-конкурентом — Saccharomyces. Для проверки этого ученые сравнили темпы роста С. albicans и S. cerevisidae в разных условиях, как по отдельности, так и в совместной культуре. Оказалось, что C. albicans штамма YJM128 имеют существенное преимущество перед всеми протестированными штаммами S. cerevisidae на средах с высоким содержанием лактата при нормальных и низких уровнях кислорода.

Таким образом, работа описала взаимоотношения между представителями рода Candida и бактериальной флорой кишечника у пациентов с онкологическими заболеваниями. Ранее считалось, что лактобактерии оказывают защитное действие, препятствуя развитию грибковых инфекций, однако полученные результаты указывают на обратное. Авторы также отмечают необходимость дальнейших исследований для разработки методов терапии и предотвращения развития кандидоза у пациентов с высоким уровнем риска.

Синегнойная палочка усиливает действие противогрибкового препарата