Нарушения метаболизма пациентов с психическими заболеваниями происходят задолго до постановки диагноза

Исследователи из Швеции и Китая проанализировали особенности углеводного и липидного обмена у более 200 тысяч человек. Высокие уровни глюкозы и триглицеридов и низкий уровень холестерина липопротеинов высокой плотности повышали риск развития распространенных психических заболеваний, включая депрессию. Содержание глюкозы и жиров, а также аполипопротеинов А-I и В, увеличивалось за десятки лет до постановки диагноза. Авторы считают, что метаболические нарушения могут способствовать развитию психических расстройств.

Credit:
123rf.com

Ученые из Каролинского (Швеция) и Сычуаньского (Китай) университетов проанализировали, связаны ли нарушения углеводного и липидного обмена, а также обмена аполипопротеинов с риском развития депрессии, тревожных и стрессовых расстройств. Согласно литературным данным, метаболические отклонения могут приводить к воспалению, в частности, в гипоталамусе, регулирующем реакции на стресс, и тем самым способствовать развитию психических недугов. При этом в воспаление мозга могут вносить вклад разные механизмы, например, активация глюкозой и липидами иммуных клеток и выброс ими медиаторов воспаления или повышение насыщенными жирными кислотами проницаемости гематоэнцефалического барьера. Тем не менее, результаты исследований часто противоречат друг другу.

Авторы новой работы включили в анализ данные более 211 тысяч участников проекта по изучению рисков смертности, ассоциированных с аполипопротеинами (Apolipoprotein-Related Mortality Risk, AMORIS). Участники были старше 16 лет, изначально не имели психических расстройств и предоставили образцы крови. В них измерили уровни глюкозы, триглицеридов, общего холестерина и холестерина липопротеинов низкой и высокой плотности (ЛПНП и ЛПВП), отношение холестерина ЛПНП/ЛПВП, аполипопротеинов А1 (ApoA-I) и В (ApoВ), а также отношение ApoВ/ApoA-I. За здоровьем участников наблюдали в среднем в течение 21 года и отслеживали появление депрессии, тревожных расстройств или расстройств, связанных со стрессом. К последним отнесли острую реакцию на стресс, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), расстройства адаптации и реакцию на тяжелый стресс.

За период наблюдений психические заболевания суммарно диагностировали у 16 256 участников. Доля лиц с депрессией составила 4,6%, с тревожными расстройствами — 3,6%, стрессовыми расстройствами — 2,3%, сразу с двумя заболеваниями — 2,4%, с тремя — 0,4%. На момент постановки диагноза средний возраст испытуемых был равен 60 годам, при взятии крови – около 42 лет.

Высокие концентрации глюкозы и триглицеридов в крови увеличивали риск развития психических заболеваний, включенных в исследование, а высокие уровни холестерина ЛПВП — снижали. Наблюдаемые закономерности были справедливы для каждого из недугов в отдельности и не зависели от пола. Авторы отметили, что связь содержания жиров и холестерина ЛПВП с тревожными и стрессовыми расстройствами была обнаружена впервые. Рост концентрации жиров и, наоборот, снижение холестерина ЛПВП сопровождает воспаление при ожирении и, по мнению исследователей, может опосредовать общий для метаболических и психических патологий механизм. Повышение уровней глюкозы и триглицеридов в крови пациентов с расстройствами, вызванными стрессом, указывает на чрезмерную активность симпатической нервной системы, неадекватную текущим условиям. Раннее выявление людей с высокой стресс-реактивностью поможет подобрать лечение и предотвратить развитие неблагоприятных последствий в виде кардиометаболических заболеваний. Дополнительно с низкой вероятностью заболеваний (вместе и порознь) были связаны высокие уровни общего холестерина и холестерина ЛПНП, АроВ и отношение АроВ/АроА-I.

Ученые сравнили 30-летнюю динамику метаболитов между участниками, у которых развивались психические недуги и не развивались (контроль). В крови людей, которым диагностировали заболевания, уровни глюкозы, триглицеридов и общего холестерина были гораздо выше, чем у контролей, за 20 лет до постановки диагноза, уровни АроА-I и АроВ — за 10. Авторы предположили, что изменение концентраций маркеров в этом случае может указывать на скрытые стадии расстройств. Аналогичную тенденцию выявили для депрессии в отдельности, но не других патологий.

Таким образом, исследователи получили новые доказательства роли метаболических нарушений, относящихся к обмену углеводов и липидов, в развитии распространенных психических заболеваний. Результаты подтверждают необходимость тщательного обследования людей с патологией обменных процессов для профилактики и ранней диагностики психических расстройств.

С нервной анорексией связаны изменения кишечной микробиоты

Источник:

Chourpiliadis C., et al. Metabolic Profile and Long-Term Risk of Depression, Anxiety, and Stress-Related Disorders. // JAMA Network Open 7(4), 2024, published 2 April 2024. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2024.4525

Добавить в избранное