Найдена популяция стромальных клеток, необходимая для созревания кишечного барьера

Кишечный барьер формируется после рождения и обеспечивает защиту организма от патогенов. Французские ученые в экспериментах на мышах показали, что в созревании кишечного барьера участвуют стромальные клетки, экспрессирующие рецепторы PDGFRα и LTβR.

Eraxion | 123rf.com

Кишечник выполняет не только пищеварительную, но и барьерную функцию. Кишечный барьер проницаем для питательных веществ, при этом патогены не могут проникнуть сквозь него. Созревание кишечного барьера происходит в первые недели после рождения. Ученые из Института Пастера (Франция) выделили особые популяции стромальных клеток, которые обеспечивают этот процесс.

Ранее было показано, что стромальные клетки, экспрессирующие рецептор PDGFRα, поддерживают популяцию стволовых клеток в кишечных криптах и участвуют развитии кишечника на эмбриональной стадии. Формирование кишечного барьера после рождения сопровождается созреванием иммунной системы. Оно опосредовано иммунными клетками, экспрессирующими белок Pdpn. При этом клетки Pdpn+ взаимодействуют с рецептором LTβR. Авторы новой работы в экспериментах на мышах изучили роль стромальных LTβR+ клеток в образовании кишечного барьера.

Ученые выяснили, что в первые недели после рождения из подтипа клеток PDGFRα+, экспрессирующих LTβR, в субэпителиальном и периваскулярном пространстве кишечных ворсинок образуется популяция LTβR+Pdpn+ с высокой экспрессией PDGFRα (PDGFRαHigh). Процесс ее образования зависит от кишечной микробиоты: если мыши получали антибиотики, численность таких клеток снижалась. По мнению ученых, именно клетки LTβR+Pdpn+PDGFRαHigh необходимы для созревания кишечного барьера.

Более детальное исследование показало, что экспрессия PDGFRα в клетках LTβR+ необходима для нормального развития эпителия кишечника. Если PDGFRα отсутствует, популяция клеток LTβR+ снижается на 50%. В результате нарушается формирование кишечного барьера и снижается количество иммунных клеток в кишечнике. Клетки PDGFRα+LTβR+ нужны также для эффективного восстановления эпителия после повреждения, что было подтверждено экспериментально.

Авторы заключают, что линия стромальных LTβR+ клеток ограничивает стволовость кишечных клеток и способствует ремоделированию и созреванию кишечника в постнатальный период. PDGFRα же работает как транскриптомный переключатель и необходим для координации этих процессов.

Результаты исследования могут помочь объяснить механизмы развития воспалительных заболеваний кишечника у детей и молодых взрослых, а также подобрать новые терапевтические подходы.

Jacob JM, et al. PDGFRα-induced stromal maturation is required to restrain postnatal intestinal epithelial stemness and promote defense mechanisms. // Cell Stem Cell. 2022 May 5;29(5):856-868.e5. DOI: 10.1016/j.stem.2022.04.005