Найдены дикие предки новогвинейских поющих собак

Исследование генома диких собак Центрального хребта Новой Гвинеи показало их родство с новогвинейскими поющими собаками, которые считались вымершими в дикой природе. Вероятно, эти данные помогут поддержать генетическое разнообразие поющих собак в неволе.

Ondrej Prosicky | 123rf.com

Новогвинейская поющая собака получила название за своеобразную вокализацию — мелодичный вой, не описанный у других псовых. Этот вид содержится в неволе, однако в дикой природе не был замечен на протяжении 50 лет. Группа ученых из Индонезии, США, Германии и Австралии показала, что раннее обнаруженная популяция диких собак, обитающая на Центральном хребте Новой Гвинеи, с высокой вероятностью является предковой по отношению к современной популяции поющих собак.

В 2016 году экспедиция Фонда диких горных собак Новой Гвинеи (NGHWDF) обнаружила популяцию диких собак на территории Центрального хребта Новой Гвинеи, однако не смогла собрать материал, пригодный для анализа ядерного генома. В 2018 году повторная экспедиция привезла образцы крови трех особей. Эти образцы использовали для анализа систематического положения диких собак.

Для анализа был составлен набор данных, включающий 1346 собак 161 породы, 9 представителей канид, не относящихся к собакам (волков и шакалов), 16 поющих собак и 25 диких динго.

Филогенетический анализ на основе данных по SNP показал обособление горных собак, поющих собак и динго в отдельную группу, внутри которой горные и поющие собаки монофилетичны (происходят от общего предка). Динго представлены несколькими дикими популяциями и не монофилетичны. Такие результаты предполагают существование обособленной эволюционной линии собак Океании, что подтверждается большим количеством общих гаплотипов между их популяциями.

Анализ с использованием F3 статистики показал генетические примеси (admixture) для популяции горных собак, только если в анализе присутствовали поющие собаки. Это позволяет утверждать, что современная популяция поющих собак произошла исключительно от горных собак, а не от других популяций Океании, и что горные собаки не могут быть потомками динго, недавно попавших на остров.

Данное исследование поможет сохранить сокращающееся генетическое разнообразие поющих собак. Авторы открыли генетический пул с высоким разнообразием, предковый по отношению к поющим собакам. Включение даже небольшого количества диких особей в популяцию поющих собак, существующую в неволе, может существенно увеличить их генетическое разнообразие. Необходимы также дальнейшие исследования популяции горных собак Новой Гвинеи и адекватные меры по охране этой уникальной дикой популяции.

Surbakti, S. et al. // New Guinea highland wild dogs are the original New Guinea singing dogs // Proceedings of the National Academy of Sciences, Aug 2020, 202007242; DOI: 10.1073/pnas.2007242117