Нейтрализующие антитела против омикрона: первые данные

Результаты исследовательских групп из ЮАР, Германии, Швеции, а также информация из пресс-релиза Pfizer-BioNTech подтверждает опасения, вызванные значительным количеством мутаций в геноме штамма омикрон (линия B.1.1.529). Нейтрализующая активность антител привитых и переболевших падает сильно, в десятки раз. Тем не менее руководитель одного из исследований Алекс Сигал назвал омикрон «решаемой проблемой».

Credit:

sunshineseeds | 123rf.com

Активно обсуждается небольшое исследование, выполненное под руководством Алекса Сигала из Института исследований в области здравоохранения Африки (Дурбан, ЮАР); среди соавторов Майлз Давенпорт, Тулио де Оливейра, Пенни Мур и др. Препринт статьи, по сообщению Сигала, скоро должен быть размещен на medRxiv, а пока он доступен на сайте лаборатории.

Исследовали сыворотку крови 12 человек, иммунизированных вакциной Pfizer-BioNTech, причем оценивали нейтрализацию живого штамма омикрон, изолированного от пациента в ЮАР (то есть определяли, насколько снижается его способность проникать в клетки в присутствии антител). Результаты для омикрона сравнили с предковым вариантом вируса.

Шестеро участников не были инфицированы SARS-CoV-2 (имели антитела к S-белку, но не к N-белку, который не попадает в организм вакцинированных), шестеро болели в первую волну.

Нейтрализующие титры против старого штамма (кратность разведения, при которой число инфицированных клеток все еще снижается не менее чем вдвое) были достаточно высокими — среднее геометрическое 1321. Для омикрона это значение составило 32, то есть снизилось в 41 раз. Тем не менее у пяти участников, переболевших, а затем вакцинированных, нейтрализующие титры оказались довольно высокими.


Для сравнения, нейтрализующая активность против беты в экспериментах тех же авторов снижалась примерно в три раза.

Аналогичные, если не более грустные результаты получила команда под руководством вирусолога Сандры Цизек (Университет Гете во Франкфурте, Германия). Краткое изложение результатов в Твиттере руководителя работы — «Две дозы BioNTech, две дозы Moderna, одна доза AstraZeneca и одна доза BioNTech — через 6 месяцев 0% нейтрализующих омикрон, три дозы BioNTech — через три месяца 25% нейтрализующих омикрон, для дельты 95%».

Схема эксперимента была аналогичной, вирус получили от путешественника, вернувшегося из Зимбабве (кстати, дважды привитого мРНК-вакциной). У получивших бустерную дозу кровь брали через полмесяца и через 6 месяцев. Даже в первой временной точке у многих ревакцинированных оказался нулевой титр, а средний геометрический титр снизился в 37 раз. Особенно печально значительное количество образцов с нулевой нейтрализацией во всех группах. (Впрочем, более чем у половины участников, получивших только две дозы, через полгода и нейтрализация старого штамма оказалась нулевой.) Ситуация у получивших две дозы и переболевших в этом эксперименте была примерно такой же, как у неболевших вакцинированных.


Авторы отмечают важность Т-клеточного ответа для защиты от нового варианта. Кроме того. поскольку активность моноклональных антител (казиривимаба/имдевимаба, то есть ранопрева от Regeneron Pharmaceuticals) против нового штамма снизилась практически до нуля, их применение для инфицированных штаммом омикрон не оправдано.

На сайте компании BioNTech опубликован пресс-релиз, в котором сообщается о сравнении защитных титров у получивших две или три дозы вакцины. Сыворотки собирали через 3 недели после второй дозы или через месяц после третьей дозы. Титры нейтрализующих антител против омикрона после третьей бустерной дозы увеличиваются в 25 раз и сопоставимы с титрами, которые наблюдаются после двух доз против вируса дикого типа и «связаны с высокими уровнями защиты». (Средний геометрический титр нейтрализующих антител после трех доз составил 154 против омикрона и 398 против варианта Delta; после двух доз титр против старого штамма составлял 155; напомним, что значения средних геометрических титров, полученные в разных экспериментах, сравнивать нельзя.) Таким образом, три дозы компании считают относительно надежной защитой.

Pfizer-BioNTech, как и Цизек с соавторами, напоминают о Т-клеточном иммунитете: «Поскольку 80% эпитопов в S-белке, распознаваемых CD8 + Т-клетками, не подвержены мутациям в варианте омикрон, две дозы все же могут вызывать защиту от тяжелого заболевания». Практически все вакцины-лидеры вызывают хороший ответ цитотоксических Т-лимфоцитов, так что надежда есть.

Тем не менее Pfizer-BioNTech сообщают, что 25 ноября приступили к разработке вариант-специфической вакцины против омикрона и рассчитывает, что он будет доступен к марту, примерно через 100 дней, «в ожидании одобрения регулирующих органов». Обязательства компании о поставках 4 млрд доз вакцины и в этом случае останутся в силе. Компании уже испытывали вариант-специфические вакцины против альфы, беты, дельты и альфы/дельты, и надеются, что данные об их клинических испытаниях помогут быстрее получить разрешение на омикрон-специфическую вакцину.

Ранее аналогичное заявление сделала Moderna.

Еще одно исследование опубликовали шведские ученые из Каролинского института (Стокгольм). В этой работе, в отличие от двух первых, использовались псевдовирусы с S-белком SARS-CoV-2, а не «живые» коронавирусы. Исследовали 17 образцов, полученных от доноров крови, и 17 образцов от медработников, ранее переболевших и с более высокими титрами. Кратность снижения нейтрализации омикрона по сравнению с вирусом дикого типа в этом эксперименте изменялась от 1 (у некоторых медиков титр вообще не упал) до 23. Среднее значение выглядит уже не так катастрофично. Были ли вакцинированы доноры, авторы статьи не уточняют, но планируют дополнить текст данными о вакцинации медработников.


Все эти предварительные результаты говорят об одном: снижение нейтрализации значительное, в десятки раз, но не полное. Вакцинация и ревакцинация отнюдь не «бесполезны», тем более что и дельты в мире еще достаточно много. Омикрон приведет к большему количеству прорывов вакцинной защиты, чем дельта, но, скорее всего, большинство вакцинированных и переболевших, затем вакцинированных будут защищены от серьезных последствий.

«Это было лучше, чем я ожидал от омикрона. Тот факт, что ему по-прежнему нужен рецептор ACE2 и что уклонение неполное, означает, что это решаемая проблема с инструментами», — написал Алекс Сигал в Твиттере.

Недавно Сигал с коллегами опубликовали другой препринт, с результатами исследования варианта SARS-CoV-2, который в течение полугода эволюционировал в организме ВИЧ-инфицированного. Этот пациент заразился коронавирусом не только до дельты, но даже до беты. Ранние варианты вируса были подобны предковому, а поздний демонстрировал уклонение от вакцинного иммунитета, а также от иммунитета против дельты. Это означает, что возможно появление других штаммов, подобных омикрону, и что необходимо уделять больше внимания проблеме иммунодефицитных людей, инфицированных коронавирусом.

Данные исследования были проведены на малом количестве людей. Пока нет лабораторных данных о защитном действии Т-клеточного иммунитета против омикрона. Еще один ключевой вопрос — насколько тяжелое заболевание вызывает омикрон у вакцинированных и невакцинированных. Число госпитализаций в ЮАР в первые недели декабря продолжает расти, но надо отметить, что доля вакцинированных там невелика (менее 30%).

Источник

Wilhelm, A. et al. Reduced Neutralization of SARS-CoV-2 Omicron Variant by Vaccine Sera and monoclonal antibodies // medRxiv, 2021, DOI:  10.1101/2021.12.07.21267432v1

Добавить в избранное