Никлозамид и циклесонид ингибируют коронавирус в культуре клеток

Ученые из Южной Кореи провели скрининг около 3 000 одобренных лекарственных препаратов и обнaружили вещества, потенциально эффективные против SARS-CoV-2. Наиболее перспективными для лечения COVID-19 ученые посчитали никлозамид и циклесонид.

StudioMolekuul | Shutterstock.com

Подход, известный как «репозиционирование лекарств», предполагает поиск препаратов для терапии нового заболевания среди уже охарактеризованных в клинических испытаниях или применяемых в клинике веществ.

Геномы вирусов SARS-COV и SARS-COV-2 совпадают на 79,5%, поэтому ученые предположили, что вещества, подавляющие SARS-CoV, могут оказаться эффективными и против SARS-CoV-2. Исследователи провели скрининг библиотеки из примерно 3 000 молекул, одобренных FDA, и идентифицировали 35, подавляющих вирус SARS-CoV (об этой работе готовится отдельная статья). К выбранным препаратам добавили еще 13 лекарств, рекомендованных вирусологами, и получили панель из 48 соединений.

В ходе эксперимента культуры клеток Vero (нормальные клетки почек африканской зеленой мартишки) обрабатывали препаратом, а затем инфицировали SARS-CoV-2. Через 24 часа после инфекции проводили иммунофлуоресцентный анализ клеток с антителом, распознающим нуклеокапсидный белок SARS-CoV-2. Хлорохин, лопинавир и ремдесевир использовали как референсные вещества.

Из 48 протестированных веществ 24 обладали потенциальной противовирусной активностью. Из этих 24 особое внимание ученые уделили двум препаратам, одобренным FDA: никлозамиду и циклесониду.

Никлозамид — это антигельминтный препарат, применяемый при заражении ленточными червями. Он был очень активен против SARS-CoV-2 (концентрация полумаксимального ингибирования IC50 составила 0,28 мкM). Известно, что он эффективен против широкого спектра вирусов, в том числе против SARS-CoV и MERS-CoV.

Циклесонид — это ингаляционный кортикостероид, использующися для лечения астмы и аллергических ринитов. Его активность против SARS-CoV-2 была значительно ниже (IC50 составила 4,33 мкМ), однако он уже успешно использовался для облегчения течения COVID-19 у трех пассажиров лайнера Diamond Princess. Предполагается, что его мишенью служит NSP15 — коронавирусная эндорибонуклеаза. Кроме того, это лекарство обладает противовоспалительными свойствами.

Для подтверждения эффективности никлозамида и циклесонида против SARS-CoV-2 требуются дальнейшие эксперименты на животных моделях.

Sangeun Jeon, et al. // Identification of antiviral drug candidates against SARS-CoV-2 from FDA-approved drugs. // Antimicrobial Agents and Chemotherapy. 4 May, 2020; DOI: 10.1128/AAC.00819-20