Новый подход к оздоровлению вагинальной микробиоты

Большинство лактобактерий в женских половых путях считается полезными для здоровья, но Lactobacillus iners к ним не относится. Между тем именно она преобладает в микрофлоре после терапии метронидазолом, что приводит к рецидивам. Новое исследование показало, что данный вид лактобактерий, в отличие от других, зависим от цистеина, и эту уязвимость можно использовать для терапии.

Credit:

drmicrobe | 123rf.com

Новое исследование микробиоты женских половых путей важно не только с точки зрения комфортного самочувствия. Неоптимальный состав микробиоты повышает вероятность ВИЧ, преждевременных родов, папилломавирусной инфекции и дисплазии шейки матки. С негативными последствиями связаны сообщества, типичные для бактериального вагиноза (БВ), в которых преобладают анаэробы. Бактериальным вагинозом страдают до 58% женщин во всем мире, но особенно он распространен в Африке южнее Сахары.

Бактериальные сообщества, в которых доминируют лактобактерии, считаются благоприятными для женского здоровья. Однако есть исключение — Lactobacillus iners. Микробные сообщества, в которых преобладает этот вид, ассоциированы с многими из тех же неблагоприятных исходов, что и БВ, и чаще преобразуются в БВ-подобные сообщества по сравнению с вагинальной микробиотой, богатой L. crispatus.

Факторы, влияющие на баланс между L. iners и полезными видами лактобактерий, пока не изучены до конца. Но, к сожалению, стандартная терапия метронидазолом при БВ обычно приводит к доминированию L. iners, и это, вероятно, способствует рецидивам.

Авторы исследования, опубликованного в Nature Microbiology, создали коллекцию изолятов L. iners, включающую 34 ранее не зарегистрированных изолята от 14 южноафриканских женщин с БВ и без него и 4 ранее не зарегистрированных изолята от трех женщин из США. Они также создали каталог геномов, в которых входят 1218 геномов изолятов вагинальных Lactobacillus, а также геномы, собранные из метагеномов, от более чем 300 женщин на четырех континентах.

Варьируя составы сред для культивирования, авторы показали, что рост L. iners (но не L. crispatus) in vitro зависит от L-цистеина. Причина в том, что у L. iners, как и у всех распространенных лактобактерий, отсутствуют канонические пути биосинтеза этой аминокислоты, но, как показало исследование геномов, репертуар транспортных систем для L-цистеина ограничен по сравнению с другими видами. Концентрации цистеина в образцах цервикально-влагалищного лаважа коррелируют с обилием Lactobacillus, а in vitro ингибиторы захвата цистина (димера цистеина) избирательно угнетают рост L. iners. Комбинация ингибитора с метронидазолом способствует доминированию L. crispatus в бактериальных сообществах, имитирующих in vitro БВ, за счет подавления роста L. iners.

Ранее было показано, что антимикробные белки, продуцируемые лактобактерией из кишечника, в комплексе с антибиотиками для БВ в лабораторных условиях убивают L. iners и бактерии БВ, одновременно способствуя росту других лактобацилл. Но такой подход может быть эффективным, только если благоприятные бактерии уже присутствуют в достаточном количестве.

Эти результаты позволяют лучше понять биологию L. iners и предложить возможные методы модуляции вагинальной микробиоты для улучшения репродуктивного здоровья женщин во всем мире, отмечают авторы.

Источник

Bloom, S.M., et al. Cysteine dependence of Lactobacillus iners is a potential therapeutic target for vaginal microbiota modulation. // Nature Microbiology 7, 434–450 (2022). DOI:  10.1038/s41564-022-01070-7

Добавить в избранное