Новый сарбековирус летучих мышей, похожий на SARS-CoV-2, безопасен для человека

На территории Великобритании обнаружен новый коронавирус подрода сарбековирусов, который заражает летучих мышей-подковоносов. Аминокислотная последовательность рецепторсвязывающего домена S-белка нового вируса (за исключением наиболее важного его участка — рецепторсвязывающего мотива RBM) на 77% и 81% гомологична таковой у SARS-CoV-2 и SARS-CoV соответственно. Тем не менее, вирус неспособен взаимодействовать с рецептором ACE2 клеток человека и потому не может стать возбудителем зоонозной инфекции, если не подвергнется очень существенным изменениям.

remus86 | 123rf.com

На данный момент естественным резервуаром коронавирусов подрода Sarbecovirus, к которому относятся SARS-CoV-2 и SARS-CoV, считаются летучие мыши семейства подковоносовых (Rhinolophidae). В новой работе, опубликованной в Scientific Reports, описан еще один представитель сарбековирусов, заражающего подковоносов — RhGB01.

Вирус был найден в ходе метагеномного анализа фекальных образцов малого подковоноса Rhinolophus hipposideros, собранных на территории Великобритании (западной границе ареала обитания подковоносов) в августе и сентябре 2020 года. После секвенирования и сборки генома RhGB01 ученые приступили к анализу гомологии рецептор-связывающих доменов (RBD) S-белков нового вируса, SARS-CoV-2 и SARS-CoV. Также авторы восстановили трехмерную структуру RBD вируса RhGB01.

Ученые собрали контиг длиной 29 тысяч пар оснований, который содержит десять генов, в то время как SARS-CoV-2 и SARS-CoV имеют 11 генов. Филогенетический анализ на основе последовательностей генов, кодирующих S-белок и РНК-зависимую РНК-полимеразу, показал, что RhGB01 образует монофилетическую кладу с сарбековирусом BM48-31/BGR/2008, обнаруженным у подковоноса Rhinolophus blasii в Болгарии. В то же время на основании анализа последовательностей 3C-подобной протеазы, хеликазы и эндорибонуклеазы новый вирус попадает в одну кладу с SARS-CoV и SARS-CoV-2.

По аминокислотной последовательности RBD S-белка (за исключением рецептор-связывающего мотива) новый вирус на 77% и 81% гомологичен SARS-CoV-2 и SARS-CoV соответственно. Однако строение этого участка у RhGB01 отличается от таковых у SARS-CoV-2 и SARS-CoV по ряду ключевых остатков, необходимых для взаимодействия с человеческим рецептором ACE2. Поэтому без приобретения дополнительных мутаций RhGB01 неспособен заражать человека. Авторы исследования уверены, что на данный момент новый вирус опасности не представляет, поэтому нужды в разработке вакцины от него пока нет.

Crook, J.M., et al. // Metagenomic identification of a new sarbecovirus from horseshoe bats in Europe // Scientific Reports, 11, 1472, 2021, DOI: 10.1038/s41598-021-94011-z