Новый способ получения безопасной живой вакцины от гриппа

Международная группа ученых разработала новый метод для создания живой аттенуированной вакцины против гриппа. Они сконструировали химерный вирус гриппа А с сигнальной последовательностью для протеолиза, которая направляет убиквитин-протеасомную систему хозяина на деградацию вирусных белков. Эффективность и безопасность вакцины были проверены на мышах и хорьках.

Схема конструирования PROTAC-вирусов (VP — вирусный белок, Ub — убиквитин).

SI Longlong | Пресс-релиз

Использование живых аттенуированных вирусов в качестве вакцин — одна из многообещающих стратегий предотвращения эпидемий. Однако зачастую такие вакцины недостаточно иммуногенны и безопасны, а их масштабирование затруднено. Наибольшая опасность связана с потенциальной возможностью вируса реплицироваться в клетках вакцинированного человека. Так как сборка вируса невозможна без вирусных белков, то их деградация и, соответственно, изменение стабильности могут прервать жизненный цикл вируса.

Ученые из Китая, США и Италии сконструировали с помощью технологии PROTAC (от англ. proteolysis-targeting chimeric) вирусы с сигнальной последовательностью для протеолиза. Получены они путем слияния некоторых белков вируса гриппа с доменом PTD (от англ. protein transduction domain). Он состоит из пептидной последовательности ALAPYIP, которая направляет белки в протеасомы, и сайта расщепления ENLYFQG вируса табачной мозаики (TEVcs). Сделано это для того, чтобы химерные вирионы, для репликации которых нужна TEV-протеаза (TEVp), не могли размножаться в клетках человека.

Для продукции PROTAC-вируса ученые использовали клетки эмбриональной почки человека (HEK 293T) и клетки почки собаки Madin-Darby (MDCK.2), в который трансдуцировали лентивирусным вектором ген TEVp. В качестве контроля ученые проверили возможность сборки химерного вируса в клетках исходных линий HEK 293T и MDCK.2.

Доклинические исследования на мышах и хорьках показали, что PROTAC-вирусы действительно сильно ослаблены и их репликация в клетках хозяина не происходит. При этом химерные вирусы сохранили способность вызывать гуморальный, слизистый и клеточный иммунные ответы против вируса гриппа.

У новой технологии большие перспективы — ее можно использовать для создания живых аттенуированных вакцин против многих вирусных заболеваний.

Si, L, et al. Generation of a live attenuated influenza A vaccine by proteolysis targeting // Nature Biotechnology (2022). DOI: 10.1038/s41586-020-2059-5