Новый тест на T-клеточный иммунитет к коронавирусу доступнее существующих методов

Сингапурские ученые разработали простой и быстрый тест на T-клеточный ответ против SARS-CoV-2. Образцы цельной крови стимулируют пулом пептидов — фрагментов S-белка коронавируса, а затем измеряют уровни цитокинов IFN-γ и IL-2, вырабатываемых T-клетками в ответ на стимуляцию. Новый тест проверили на образцах от привитых мРНК-вакциной и переболевших индивидов.

Модель молекулы IL-2.

Сredit: molekuul | 123rf.com

Для оценки эффективности вакцин против SARS-CoV-2 и разработки стратегий вакцинации необходимо определять не только уровень антител, но и T-клеточный ответ. Однако существующие тесты для анализа Т-клеточного ответа слишком дорогие и технически сложные.

Исследователи из Медицинской школы Duke-NUS вместе с сотрудниками Национального центра инфекционных заболеваний (NCID) и Сингапурской больницы общего профиля (SGH) предложили простой и быстрый метод измерения Т-клеточного ответа на SARS-CoV-2. Тест основан на стимуляции цельной крови смесь небольших пептидных фрагментов S-белка коронавируса. Специфичные к этим пептидам Т-лимфоциты в ответ на стимуляцию выделяют цитокины — интерферон-γ (IFN-γ) и интерлейкин-2 (IL-2). Т-клеточный иммунитет определяют по уровню цитокинов, который можно измерить с помощью прибора Ella. Авторы отмечают, что результат анализа можно получить за 24 часа. Метод работает быстрее и требует меньше усилий, чем традиционный ELISPOT. (Сравнение двух методов приведено на иллюстрации.)

Ученые протестировали новый экспресс-метод против ELISPOT на образцах крови от индивидов, привитых мРНК-вакциной BNT162b2 (112 человек), переболевших COVID-19 (130 человек) и SARS (12 человек). Образцы были взяты в разные сроки после вакцинации или заражения. Методы продемонстировали сопоставимую чувствительность. Кроме того, авторы отметили гетерогенность Т-клеточного ответа у переболевших и вакцинированных. Так, в течение трех месяцев после вакцинации уровень цитокинов у некоторых людей был постоянным, а у других — снижался, при этом динамика уровней IFN-γ и IL-2 была неодинаковой.

С помощью экспресс-анализа ученые обнаружили T-клетки, специфичные к S-белку SARS-CoV-2, примерно у 84% переболевших COVID-19 через 1 год после заражения, а также у 8 из 12 человек, переболевших SARS, через 18 лет после заражения.

Ученые отметили и отсутствие корреляции между гуморальным и клеточным иммунитетом. Титры нейтрализующих антител против SARS-CoV-2 и уровени цитокинов не зависели друг от друга ни у вакцинированных, ни и у переболевших индивидов.

Быстрота, простота и точность активности Т-клеток в цельной крови делают новый тест наиболее доступным из всех существующих. Чтобы вывести разработку на рынок, ученые из Duke-NUS лицензировали ее биотехнологической компании Hyris. Тест, разработанный сингапурскими учеными, будет дешевле существующих анализов, так как не требует специализированного или дорогостоящего оборудования. В настоящее время в России анализ на T-клеточный иммунитет против SARS-CoV-2 в коммерческой лаборатории стоит около десяти тысяч рублей.

Tan A., et al. Rapid measurement of SARS-CoV-2 spike T cells in whole blood from vaccinated and naturally infected individuals // Journal of Clinical Investigation, 131, 17 (2021), published September 1, 2021, DOI: 10.1172/JCI152379